Догадки о том, что технократы менее успешны в бизнесе, чем интеллектуалы, увлекающиеся искусством, историей, литературой, вернули в программы бизнес-школ гуманитарные науки, которые, в свою очередь, стали основой для создания нового образа успешного и привлекательного бизнесмена. И сегодня мы предлагаем обсудить значение гуманитарных дисциплин в бизнес-образовании.
Как выглядит в глазах окружающих, конкурентов, партнеров и представителей власти современный представитель бизнеса? Жесткий, расчетливый и предприимчивый, но при этом уравновешенный, коммуникабельный и приветливый (во всяком случае тогда, когда ему это нужно). Все успешные предприниматели знают, что какими бы гениальными финансистами и бизнесменами они не являлись, они не смогут добиться долгосрочных успехов, если не научаться «подать себя в выгодном свете». Без этого умения, рано или поздно, их бизнес обречен на провал. И такие примеры существуют в реальной жизни, а не в кино!
«Встречают по одежке…»
Сначала немного окунемся в историю – недалекие, но смутные времена – начало 90-х годов прошлого века. Образы «бизнесменов» той поры, которые навсегда врезались в память старшего поколения, запечатлены в художественных фильмах о последних днях «совка»: малиновые пиджаки на плечах, золотые кресты на цепи, толщиной с мизинец, на шее, расстегнутый ворот рубахи, небрежная походка «хозяина жизни», вульгарные манеры и нецензурная речь. Некоторые из этих «икон стиля», конечно, пытались изображать вежливость и культуру, но чаще всего выходило плохо. Быть и казаться – разные вещи. Поэтому первые шаги капитализма в России выглядели цинично и уродливо.
Перемены происходили в стремительном темпе, и уже через 10 лет вальяжные и малообразованные люди постепенно исчезли. В бизнесе появилась «мода на интеллект», который не просматривался за яркими пиджаками, и «новые русские» начали учиться «приличным» манерам, как купцы Российской Империи времен Петра Великого – «политесу», чтобы торговать с немцами, голландцами и прочими европейцами.
Как оказалось, стиль одежды выдает недостаток образованности и культуры в человеке, а внешний вид и личностные качества предпринимателя любого уровня и в любые времена играет ключевую роль в его бизнесе.
Успех бизнеса и личность – новая концепция
Можно, по сложившейся русской традиции, подсмотреть за западными коллегами и узнать, как там организовано бизнес-образование вообще, и существуют ли в их школах гуманитарные дисциплины в частности? Если вы, как и мы, уже подсмотрели, то наверняка знаете ответ: спохватились, внедряют, заметили, что холодный прагматизм больше не работает.
Главным приоритетом в оценке работы топ-менеджеров стали лидерские качества. Результаты мониторинга, неоднократно проводившегося западными специалистами, выявили, что узкими профессиональными компетенциями владеет каждый специалист компании, иначе бы он не смог вообще попасть в сферу бизнеса или управления. Но закостенелое мышление мешает принятию быстрых решений, поиску компромиссов, а это – качества, от которых зависит успех бизнеса. Выяснилось, что на этапе обучения были упущены гуманитарные науки.
Поэтому ведущие бизнес-школы мира сейчас активно экспериментируют, объединяя гуманитарные науки с бизнес-дисциплинами:
- Программы Copenhagen Business School дополнены философией и политологией;
- В Bentley University студенты, наряду с профильными дисциплинами, изучают киноведение, макроэкономику, политику;
- В Бостонском колледже – историю, философию, литературоведение.
Список примеров можно продолжить, но суть ясна – бизнес больше не работает по-старому. И, чтобы войти в измененный мир бизнеса, нужно принять новые правила игры и внедрять новые методы, подходы и решения у себя как можно быстрее.
Зачем бизнесмену гуманитарные науки?
Сразу исключим варианты, в которых бизнес изначально построен на знании гуманитарных дисциплин. То есть, те варианты, где без, хотя бы, элементарных гуманитарных знаний невозможно построить бизнес в принципе. Например, без знания истории и искусствоведения невозможно открыть музей, организовать экскурсии по историческим памятникам и т.д. Хотя, даже в таких бизнес-моделях требуется регулярное расширение кругозора, постоянное пополнение знаний, которые могут неожиданно пригодиться в самых разных рабочих ситуациях.
Другой вариант: владельцу компании, занимающейся разработкой и созданием робототехники необходимо привлечь внимание инвестора, увлеченного живописью. Задача: как найти подход к человеку, который далек от робототехники, и заинтересовать его своим проектом? Решение задачи – знание, по крайней мере, основ изобразительного искусства и смежных дисциплин – истории, философии, литературы и практической психологии. В этом случае «технарь» для «гуманитария» – интересный собеседник, и можно рассчитывать на расширение поля деятельности и, как следствие, привлечение дополнительных средств. Не стоит рассчитывать, что человека с ярко выраженным гуманитарным складом ума заинтересуют цифры и формулы: гении, подобные М. В. Ломоносову, рождаются крайне редко. Зато прирожденным математикам, химикам и физикам гуманитарные науки даются легко – и этим нужно пользоваться «на полную катушку».
Не секрет, что человеку, обладающему богатым лексическим запасом, не составит большого труда быть убедительным. Но для этого нужно много читать: классику, научно-популярные издания, философию и т.д. Чем обширнее круг интересов, тем легче общаться с разными людьми. Если к выше перечисленному прибавить знания практической психологии, то «подобрать ключи» к партнеру, инвестору или клиенту – вопрос нескольких минут или даже «золотых 30 секунд», в которые внимание собеседника сосредоточено на объекте автоматически.
Кроме практического применения гуманитарных знаний в бизнесе, литература, история, обществоведение и искусство формируют мировоззрение человека в целом – его духовное начало. Личность, совершенная во всех отношениях, всегда интересна собеседнику, в том числе и партнеру по бизнесу. Поэтому гуманитарные знания – всегда капитал, который легко конвертируется в материальные ценности. Недаром говорят, что «встречают по одежке, а провожают по уму».
Не бизнес-планом единым
Еще 2015 году европейские специалисты пришли к выводу, что продавать продукт технологических компаний лучше всего получается у филологов, психологов, философов и маркетологов. То есть, лучшими продажниками оказались те самые гуманитарии, которые ничего не смыслят в высоких технологиях, робототехнике и программном обеспечении. Зато они умеют говорить со всеми слоями общества, подбирая самые правильные и нужные слова, апеллируя к желаниям и потребностям каждого, отдельно взятого человека или группы людей. Они умеют управлять через эмпатию и творчески мыслить. Не боятся фантазировать и широко смотрят даже на самые банальные вещи.
Отметим, что именно гуманитарное образование помогло многим отечественным предпринимателям покорить бизнес-олимп:
- Глава российского представительства Google Юлия Соловьева по первому образованию лингвист,
- Глава холдинга Mail.ru Борис Добродеев по образованию историк
- Коммерческий директор ООО «Яндекс» Максим Гришаков в свое время получил диплом МГИМО по специальности «маркетинг, реклама и связи с общественностью»
- Создатель социальной сети Вконтакте Павел Дуров в свое время с отличием окончил филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета
Другими словами, можно сделать однозначный вывод: в современном мире недостаточно просто составить удачный бизнес-план. Даже если будущий бизнесмен «семи пядей во лбу» его неминуемо постигнет неудача, если он вовремя не начнет изучать гуманитарные дисциплины, которые помогут ему продать свой продукт, найти общий язык с инвесторами и договориться с возможными бизнес-партнерами или конкурентами.
Возможно именно поэтому уже сегодня многие ведущие бизнесмены, при выборе кандидатов на руководящие должности в своих компаниях, отдают предпочтение выпускникам гуманитарных направлений, а не так называемым STEM-специалистам, которые умеют «кодить», но не понимают пользователей.
Современный бизнесмен и руководитель это не тот человек, который только и умеет, что управлять финансовыми потоками. Это лидер и эмпат, который умеет вдохновлять, постоянно развивает свои коммуникативные способности и критическое мышление. Он умеет находить нестандартные решения и чувствовать себя и окружающих.