Ваш город:

Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков дал интервью телеканалу «Россия-24»

14 мар. 2025 г.
0
120

О льготных образовательных кредитах на приоритетные для экономики РФ направления, некачественном секторе платного образования в вузах, необходимости давать знания в области искусственного интеллекта (ИИ) по всем направлениям подготовки и многом другом рассказал министр науки и высшего образования России Валерий Фальков в интервью телеканалу «Россия-24».

В. Фальков даёт интервью телеканалу "Россия-24"
В. Фальков даёт интервью телеканалу "Россия-24" / https://rubrikbot.ru/

Как сообщил в эфире телеканала «Россия-24» глава Минобрнауки В. Фальков, льготные образовательные кредиты под 3% уже с 2025 года будут выдаваться только на приоритетные для экономики РФ направления.

Он, в частности, сказал: «У нас сегодня есть очень хороший инструмент: при отсутствии бюджетных мест – образовательный кредит. Он под 3% даётся на очень комфортных условиях, выплаты все основные после получения образования, во время образования совсем минимальные выплаты, посильные даже для студента. И если раньше мы давали на все без исключения специальности и направления, то сейчас только на приоритетные направления с этого года».

Стоит отметить, что ранее В. Фальков говорил о том, что сегодня более трети кредитов выдаются на платное обучение экономистов и юристов, а это явно не соответствует запросу на кадры. Механизм льготного образовательного кредита должен быть прежде всего на инженерные направления.

Говоря о том, нужно ли вводить обязательную отработку по распределению после окончания вуза, В. Фальков обратил внимание на тот факт, что в РФ за последние десятилетия сложились диспропорции в системе подготовки специалистов. В стране наблюдается дефицит специалистов практически во всех отраслях, при этом вузы выпускают огромное количество юристов и экономистов. Также многие выпускники не трудоустраиваются по профессии, это касается почти всех направлений подготовки. По мнению министра, именно поэтому сейчас нужно более качественно настроить систему образования под потребности рынка труда.

Комментируя сложившуюся ситуацию, В. Фальков пояснил: «Если система образования будет выстроена таким образом, что большинство получивших специальность инженера или физика, или врача, или педагога, найдут себя в профессии, и у нас не будет таких дефицитов, то вопрос об отработке как таковой или об обязательном распределении отпадет сам с собой».

Также министр, напомнив, что сейчас Минобрнауки корректирует приём на платные места, добавил: «У министерства, мы надеемся, будут соответствующие полномочия, чтобы регулировать приём на платные места, потому что мы сегодня зачастую не даем бюджетные места, но некоторым недобросовестным вузам ничего не мешает принимать на платные места. А с учётом сформированной десятилетиями моды, абитуриенты всё равно идут по легкому пути, потому что социально-экономические, гуманитарные специальности, там образование получить легче».

Министр считает такое положение дел неправильным, потому что образование надо получать не ради корочки, а ради дальнейшей реализации в профессии. Поэтому в первую очередь сейчас нужно грамотно соотнести число бюджетных и внебюджетных мест.

Кроме того, В. Фальков призвал сократить некачественный сектор платного образования в вузах.

Отметив тот факт, что несколько вузов РФ злоупотребляют набором на платные места, В. Фальков сказал: «Если в целом посмотреть, то, конечно, при сохранении доступности высшего образования и достаточного количества бюджетных мест наша задача – сократить некачественный сектор платного образования. <…> У нас зачастую сугубо коммерческие цели, то есть получение прибыли превалирует над представлением об образовании как общественном благе».

Глава Минобрнауки подчеркнул, что сейчас работа в этом направлении уже ведётся и «эту историю надо регулировать обстоятельно».

Ранее В. Фальков предложил наделить Минобрнауки полномочиями по согласованию планов платного приёма в университеты независимо от ведомственной принадлежности вуза, так как платный приём тоже должен работать на задачи государства.

В ходе интервью министр также призвал российские вузы при подготовке будущих специалистов давать знания в области искусственного интеллекта по всем направлениям подготовки, так как развитие ИИ сильно повлияет на то, как устроены современные отрасли.

Он, в частности, сказал: «Другая технология, которая сильно повлияет на то, как устроены отрасли – искусственный интеллект. Кого бы мы ни готовили, юриста, экономиста, историка, философа, даже уже не говоря про инженеров, специалистов в области естественной науки, химиков, биологов, – мы должны давать хорошее современное знание в области искусственного интеллекта. И не общее представление о том, что это за явление и какова его сущность, а приложение к профессии будущей».

Также, отметив, что сейчас появляются новые отрасли промышленности и экономики, глава ведомства пояснил: «Яркий пример, что совпало с нашей работой по изменению системы высшего образования и жизненным запросом, – это беспилотная мобильная система. Сегодня мобильная беспилотная система становится такой сквозной технологией, которая используется. И, конечно, для этого надо готовить другого типа инженеров, как для проектирования таких систем, так и для эксплуатации. И понятно, что это на долгие годы вперед».

Кроме того, В. Фальков сообщил о том, что Россия является одной из самых привлекательных стран для получения иностранными студентами высшего образования, популярность российских вузов, несмотря на геополитическую обстановку, только растёт.

Он сказал: «Если посмотреть на то, что происходит в мире в системе высшего образования, то одним из ключевых глобальных трендов в последние несколько десятилетий является рост мобильности выпускников школ в целом по миру. И в этом смысле Россия входит в число наиболее приоритетных стран для получения образования, высшего, я имею в виду, в наших университетах. И мы хотим, чтобы на долгие годы вперёд это наше преимущество сохранялось. Мы видим, что, несмотря на ковид, несмотря на сложные геополитические обстоятельства, год от года интерес к системе образования России увеличивается».

Кроме того, министр заверил, что сложностей у иностранных студентов в получении высшего образования в России в связи с переходом на новую систему высшего образования не возникнет, поскольку признание российского диплома осуществляется на основе межправсоглашений, которые российское правительство подписывает с правительствами других государств. На сегодняшний день действуют свыше 75 такого рода соглашений.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
В. Фальков даёт интервью телеканалу "Россия-24"
О льготных образовательных кредитах на приоритетные для экономики РФ направления, некачественном секторе платного образования в вузах, необходимости д..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков дал интервью телеканалу «Россия-24»
14 мар. 2025 г.
0
120
Естественно-научный класс московской школы
В столице России создан экспертный совет по развитию математического и естественно-научного профилей. Данное решение стало частью стратегии Правительс..
В Москве появился экспертный совет по развитию математического и естественно-научного образования в школах
13 мар. 2025 г.
0
593
В. Путин на заседании Российского организационного комитета «Победа»
В Государственную Думу РФ внесли законопроект о разработке программ повышения квалификации охранников, а Президент РФ поручил создать программу поиско..
О повышения квалификации охранников, создании поисковых экспедиций для школьников и студентов и модуле о защитниках Отечества
11 мар. 2025 г.
0
1543
Оставить свой комментарий

Ваш город: