Ваш город:

На общественное обсуждение вынесли проект постановления о новых должностях учителей

24 апр. 2019 г.
6
3003

Министерство просвещения РФ подготовило проект постановления, который предусматривает внесение изменений в номенклатуру должностей педагогических работников общеобразовательных школ. В соответствии с документом действующая на сегодняшний день система горизонтального карьерного роста педагогов (от учителя к учителю первой и высшей категории) дополнят системой вертикального роста. Иными словами, наряду с должностью «учитель» в школах будут ещё «старший учитель» и «ведущий учитель».

На общественное обсуждение вынесли проект постановления о новых должностях учителей
На общественное обсуждение вынесли проект постановления о новых должностях учителей / https://pbs.twimg.com/

Проект предполагает внесение изменений в номенклатуру, которая была утверждена в 2013 году. Данное новшество было предпринято в рамках формирования национальной системы учительского роста (НСУР), нацеленной на установление для педагогов уровней владения профкомпетенциями, подтверждёнными результатами аттестации.

Как отмечается в пояснительной записке к проекту, «в рамках формирования НСУР проработан вопрос горизонтального и вертикального карьерного роста педагогов – наличия у учителей определённых профессиональных компетенций в рамках занимаемой должности «учитель».

Система вертикального карьерного роста предполагает введение новых должностей к уже существующей («учитель»). Речь идёт о «старшем учителе» и «ведущем учителе».

В должностные обязанности «старшего учителя», помимо прочего, будет входить проектирование и координация участия педагогов в разработке компонентов образовательных программ общего образования, учитывающих особенности контингента обучающихся, методическое сопровождение деятельности педагогов образовательной организации.   

Что же касается «ведущего учителя», то в его обязанности будет входить интеграция профессиональной деятельности педагогических работников (учителей, дефектологов, соцпедагогов, психологов) и педагогическое наставничество.

Согласно документу, на должность учителя будут назначать лиц, которые имеют высшее и среднее профобразование по укрупнённой группе направлений подготовки или специальностей «Образование и педагогические науки» без каких-либо требований к стажу работы, или это может быть высшее и среднее профобразование и дополнительное профобразование по профилю деятельности в образовательной организации тоже без предъявления требований к стажу работы.   

В должность «старшего учителя» может вступить специалист, имеющий высшее или среднее профессиональное образование по укрупнённой группе направлений подготовки или специальностей «Образование и педагогические науки» и профилю преподаваемого предмета, либо дополнительное профобразование по профилю деятельности в учебном заведении (при этом стаж работы учителем должен составлять не менее 5 лет), или же первую или высшую квалификационную категорию по должности «учитель».

«Ведущим учителем» сможет стать педагог, имеющий высшее образование по укрупнённой группе направлений подготовки «Образование и педагогические науки» и профилю преподаваемого предмета, дополнительное профобразование по профилю деятельности в образовательной организации (стаж работы учителем или старшим учителем не менее 10 лет), или же высшую квалификационную категорию по должности «учитель».

Упомянутый проект российского правительства «О внесении изменений в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» размещён на федеральном портале правовых актов, и на данный момент документ проходит стадию общественного обсуждения, окончание которого намечено на 7 мая.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
828
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
1353
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
2440
Комментарии
Лариса Емелина
Гость
25 апр. 2019 г., 0:00

господа, а нельзя все написать нормальным русским языком, не примешивая неопределенности((координация участия педагогов в разработке компонентов..) а проще это можно было написать?? Или такое "интеграция участия педагогов в разработке компонентов программ".. что нет русских слов в замену?? И почему педагог, а не учитель?(( Перепишите нормальным русским языком, уж коль боремся за свой язык((( Убирайте из школы слово ОБУЧЕНИЕ, школа должна УЧИТЬ!!!

надежда
Гость
25 апр. 2019 г., 10:48

Интересно, сколько учителей работающих в школе смогут обсудить этот проект и вообще, спросят ли их мнение?

Александр Панов
Гость
25 апр. 2019 г., 16:15

Не должности, а расширение диапазона квалификационных категорий.
__ 1. Развитие и формирование учителя имеет квалификационный и должностной аспекты. Предлагаемые должности «Старшего учителя» и «Ведущего учителя» имеют содержательные прототипы. Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 20 июня 1972 г. N 463 «О завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» п.6. МП СССР предписывалось: «… Для стимулирования постоянного роста квалификации, педагогического мастерства и творческой инициативы преподавательских кадров ввести систематическую аттестацию учителей общеобразовательных школ. … Наиболее отличившимся учителям по результатам аттестации присваивать звание «Старший учитель» и «Учитель – методист».
Звания не меняли основной функционал учителя, за них полагалась доплата.
__ 2. Сегодня в школе можно самостоятельно вводить должности, расширяющие карьерные возможности педагогических работников. Согласно ст. 28, п.3, пп. 4 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (редакция от 25.12.2018.) «К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: …установление штатного расписания…». В действующем ЕКС, утверждённом Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н в состав должностей руководителей входит должность - «Руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения», а состав должностей педагогических работников - должность «Методист (включая старшего)». Почему в школах нет массовой практики введения должности «Руководитель структурного подразделения», например, «Руководитель методического объединения», должности «Методист», «Старший методист»? Да потому, что это введение, во-первых, нецелесообразно, а во-вторых, нет денег в условиях подушевого финансирования, действия НСОТ. Даже заместители директора теперь не совмещают должность учителя, а наоборот, учителя по совместительству (расширению зоны труда или иначе) выполняют обязанности заместителей по УР, УВР, НМР для того чтобы выполнить майские указы Президента по величине средней заработной платы учителей.
__ 3. Расширение состава должностей «Старшего учителя» и «Ведущего учителя» приведет к существенному дублирования трудовых функций (компетенций) и полномочий (прав и обязанностей), в-первых, с существующими должностями заместителей директора по учебной работе/учебно-воспитательной работе (входят в государственный ЕКС), во-вторых, с квази-должностями руководителей методических объединений/кафедр/проблемных групп/проектных групп (не входят в государственный ЕКС). Кроме того, это приведет к росту администрации школы, что не согласуется с призывами МП РФ сокращать административно-управленческий персонал школ. Кроме того в малочисленных школах расширение состава администрации нецелесообразно с педагогической, управленческой и экономической сторон.
__ 4. Таким образом, введение должностей «Старшего учителя» и «Ведущего учителя» по существу ничего не меняет в составе должностей, определенных ЕКС от 26 августа 2010 г. N 761н, но создаёт излишние звенья в управлении. Давно бы уже широко применялись должности «Руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения», «Методист (включая старшего)», если были бы финансовые ресурсы или насущная необходимость. Очевидно, и то и другое в практике работы школ отсутствует.
__ 5. Решение вопроса лежит не в области введения новых квази-должностей, а в расширение диапазона квалификационных категорий (разрядов, классов) с достаточным шагом в оплате труда для стимулирования профессионального развития. Например, можно ввести 5-7 квалификационных категорий (как в большинстве профессий) с шагом 0,5 минимальной заработной платы. В этом случае возникнут условия для действительного квалификационного роста учителя.

Людмила
Гость
25 апр. 2019 г., 17:24

Я соглашаюсь с правилами комментирования и обязуюсь их соблюдать.

Валентина
Гость
26 апр. 2019 г., 17:00

Я соглашаюсь с правилами комментирования и обязуюсь их соблюдать

Валентина
Гость
26 апр. 2019 г., 17:00

Я соглашаюсь с правилами комментирования и обязуюсь их соблюдать

Оставить свой комментарий

Ваш город: