По информации пресс-службы Российского научного фонда, учёные сформировали перечень отечественных фильмов, посвящённых теме образования. В список вошёл 351 фильм, снятый в период с 1919 по 2017 годы.
62% рассматриваемых фильмов вышли на экраны в период «застоя» (с 1969 по 1985 годы), а также в российский период (с 1992 по 2017 годы).
Анализируя жанры данных кинолент, учёные пришли к выводу, что больше всего из них драм (63%), менее всего – мелодрам (11%) и 24% комедий.
Согласно результатам исследования оказалось, что в первые десятилетия советской власти в анализируемых фильмах преобладают темы и образы, касающиеся «строительства» нового общества и борьбы с пережитками прошлого.
В фильмах, относящихся к периоду оттепели (с 1956 по 1968 годы), во главе угла нравственные вопросы, личность героя, его выбор.
В период с 1986 по 1991 годы (перестройка) в фильмах о школе и учителях отражаются социальные проблемы, обострившиеся в это время.
Что же касается современных российских фильмов и сериалов, снятых с 1992 по 2017 годы, то они носят более развлекательных характер, и воспитательная функция в них сведена к нулю. Кроме того, отмечается падение статуса и учителя, и учебных заведений, включая вузы. В этих кинолентах большее внимание уделяется досугу подростков, а не труду или обучению.
Как рассказал Александр Фёдоров, профессор Ростовского экономического госуниверситета, член Союза кинематографистов РФ и руководитель исследования, образы учебных заведений, самих обучающихся, а также учителей и преподавателей находятся в тесной связи с социокультурной, политической и экономической обстановкой в стране. В связи с этим статус учителя с начала прошлого века претерпел значительные изменения.
«От мудрого наставника, окружённого всеобщим уважением и авторитетом (1920-е–1950-е годы) через кризис утраты иллюзий и усталость (1960-е–1970-е годы) к потере авторитета, былого социального статуса, материальной нищете (время "перестройки" и 1990-е годы) и бюрократическому (и часто коррупционному) функционалу в современном российском кино», - пояснил А. Фёдоров.
Также профессор добавил, что на данном этапе группа исследователей под его руководством работает над монографией, которая будет посвящена тому, каким образом тема школы и вуза отражалась в кинематографе стран Запада.