Ваш город:

Институт образования НИУ ВШЭ: большинство родителей пока не готовы участвовать в учебном процессе и развитии школы

1 февр. 2018 г.
2
4913

В 2016-2017 учебном году экспертами Институтом образования НИУ ВШЭ был проведён мониторинг экономики образования. В ходе анализа выяснилось, что число активных родителей, готовых участвовать в жизни школы, растёт, однако пассивных пока ещё гораздо больше.

Институт образования НИУ ВШЭ: большинство родителей пока не готовы участвовать в учебном процессе и развитии школы

На основе полученных аналитических данных оказалось, что в большинстве своём родители следят за школьной жизнью детей, но при этом участвовать в процессе обучения и развитии школы не готовы. В частности, 75% участвовавших в опросе следят за событиями в классе и примерно 66% интересуются школьными новостями. Каждый третий респондент помогает организовывать классные и внеклассные мероприятия, каждый четвёртый – входит в состав родительского комитета.

Только один из четырнадцати опрошенных вносит какие-либо предложения относительно организации учебного процесса и внеурочной деятельности, один из 18 высказывает свои идеи относительно развития всего образовательного учреждения: какие профили открыть на старшей ступени, какие детям нужны кружки, с какими высшими учебными заведениями или музеями было бы полезно сотрудничать и т.п.

По мнению Татьяны Мерцаловой, одной из авторов исследования вовлечённости родителей в школьную жизнь детей и ведущего эксперта Центра социально-экономического развития школы Института образования ВШЭ, причинами низкой активности родителей в обсуждении общешкольных вопросов может быть сомнение в собственной компетентности, общая гражданская пассивность или боязнь высказывать непрофессиональные суждения относительно чужой деятельности.

Эксперт НИУ ВШЭ полагает, что активность родителей в решении многих вопросов, особенно тех, на которые у администрации не всегда хватает времени, может оказаться действенной. К примеру, речь идёт о расширении спектра услуг допобразования, организации дорогостоящих коллективных экскурсий или выездов за пределы образовательного учреждения и много другое.

75 процентов респондентов каждый день или несколько раз в неделю просматривают электронный журнал или обычный (бумажный) дневник ребёнка. На второй и третьей позиции по частоте обращений находится общение родителей с классным руководителем и родителями других обучающихся. При этом наименее востребованным источником информации по части обучения детей оказалась администрация школы и учителя-предметники.

Свыше 95% опрошенных основным способом взаимодействия с учебным заведением назвали родительские собрания. Предпочитают общение по телефону с учителями и администрацией примерно 58% участников опроса, личные встречи – 55,9% и менее 10% используют соцсети и другие интерактивные сервисы.

Более активные по результатам исследования оказались родители в частных школах: почти в 2 раза чаще они вносят предложения, касающиеся развития учреждения, организации процесса обучения и внеурочной деятельности. Кроме того, они чаще используют соцсети, мессенджеры, SMS-оповещения для общения с учителями или администрацией. Однако при этом в четыре раза реже просматривают электронный дневник с целью контроля своих чад.

По словам Т. Мерцаловой, оплачивая обучение детей, родители, воспринимают процесс образования как услугу. Это одновременно и хорошо и плохо. С одной стороны они следят за качеством, а с другой – стремятся вмешаться в учебный процесс, диктуя свои условия и создавая напряжение в отношениях с учителями. В основе же эффективной работы должно лежать сотрудничество на равных.

Также в Институте образования НИУ ВШЭ рассказали о том, что многие крупные исследования, среди которых и PIRLS, отмечают позитивное влияние на учёбу детей активного участия родителей в школьной жизни. При этом активность родителей во многом зависит от поддержки и положительного отношения со стороны школы. Однако, по данным мониторинга экономики образования, работа учителей школ с родителями занимает минимальное количество времени и не ценится руководством.

Фото взято с сайта http://detki.guru.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
729
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
1275
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
2364
Комментарии
Вероника Павлова
Гость
2 февр. 2018 г., 14:23

не все взносы на ремонт сдают

вячеслав семенович
Гость
4 февр. 2018 г., 19:34

вы не правы!1.классы разделить на девочек и мальчиков
нумерацию классов убрать
3. школьную форму отменить.
411классов заменить на 10 или 12ввести обязательное изучение эзотерики.
5дать нормальную не меньше 30 тысяч зарплату в месяц.

Оставить свой комментарий

Ваш город: