Ваш город:

«Лишние» школьные предметы – мнение школьников

2 июл. 2021 г.
1
3934

Во все времена и во всех школах, школьники считали некоторые учебные дисциплины лишними. То есть, такими, которые в будущем им не пригодятся. А значит их можно пропускать без всяких зазрений совести. В принципе, это нормально, поскольку дети оперируют не столько логикой, сколько эмоциями из разряда «нравится/не нравится».

«Лишние» школьные предметы – мнение школьников

Больше беспокойства вызывает тот факт, серьезные дискуссии по этому поводу ведут взрослые, умудренные опытом люди, которые должны были бы понимать, что ненужных знаний не бывает в принципе.

Нельзя не согласится, что современная школьная программа перегружена, и подача некоторых учебных дисциплин, мягко говоря, устарела. Но это не говорит о том, что какой-то предмет лишний. Просто нужно пересмотреть учебный материал, убрать устаревшую информацию, возможно, объединить несколько дисциплин в одну и т.д.

Но это все лирическое отступление и предмет разговора для профильных специалистов. Нас же заинтересовал вопрос, какие предметы считают лишними современные школьники, которые всегда имеют свой, не всегда очевидный, взгляд на бесспорные вещи.

ОБЖ – всеми признанный аутсайдер

Согласно исследованиям Института прогрессивного образования, сотрудники которого проводили опрос среди учеников 8-11 классов, выясняя, какой бы предмет школьники вычеркнули из школьной программы, определили, что лидером среди аутсайдеров оказался ОБЖ. За исключение этой учебной дисциплины из школьной программы высказались 69% школьников. Подростки считают, что этот школьный предмет проводится формально и совершенно не дает практических навыков.

Здесь нужно отметить, что мнение школьников поддерживают не только родители, но и некоторые педагоги. Взрослые уверены, что программа курса ОБЖ в основном содержит в себе сведения, которые дети уже знают. Причем учатся они всем премудростям ОБЖ не в школе, а в ходе общения со своими родителями. Согласитесь, что практически все родители рассказывают своим детям об опасностях, которые могут подстерегать их в городе. Затрагивают они и тему здорового образа жизни, основ гигиены, правильного обращение с газом и электричеством и т.д.

Единственным полезным элементом курса ОБЖ можно считать навыки оказания первой помощи. Но в учебных материалах эта тема настолько слабо раскрыта, что и говорить об этом не стоит. Но, опять таки, нельзя сказать что ОБЖ полностью лишний предмет. Он нужен. Но в качестве факультатива по методам оказания первой помощи.

Помимо ОБЖ в немилость школьникам попали еще 8 дисциплин:

  • технология – 57% респондентов уверены, что это не только бесполезный, но и еще и скучный предмет, который практически ничему не учит;
  • астрономия – 38% школьников считают, что знания по этому предмету точно не пригодятся им в дальнейшей жизни
  • основы религиозной культуры – 28% ребят уверены, что религия слишком личная тема, чтобы изучать ее в школе
  • краеведение – 17% старшеклассников, без объяснения причины, просто не хотят видеть этот предмет в школьном расписании
  • музыка и рисование – 15% школьников высказались против этих предметов, поскольку не видят в них смысла
  • черчение – 10% ребят выделили этот предмет, как дисциплину, которая мешаем им в подготовке к экзаменам.

А что взамен?

В ходе исследования также выяснилось, что практически все школьники (а если точнее, то 94% респондентов) хотят оказывать непосредственное влияние на формирование школьной программы. При этом они уже сейчас готовы заменить на их взгляд «лишние» предметы, нужными (опять таки на их взгляд) учебными дисциплинами. Например:

  • половое воспитание – 63% школьников считает, что этот предмет определенно поможет им в будущем не совершить много ошибок в личной жизни;
  • психология – 44% ребят считает, что эта учебная дисциплина поможет им разобраться в себе, побороть комплексы и найти общий язык с родителями и сверстниками;
  • финансовая грамотность – 41% подростков считает, что это предмет поможет им разобраться с налогами и страховкой, а также научит разбираться с платежками ЖКУ;
  • программирование – 30% старшеклассников уверены, что информатика, которая сейчас входит в школьную программу обучения, не дает нужно навыка в полном объеме, поэтому дополнительно нужно ввести и программирование;
  • основы предпринимательства и менеджмента – 19% респондентов уверены, что именно этот предмет поможет им добиться финансовой независимости в будущем.

В свою очередь некоторые родители дополнили бы школьную программу такими предметами, как:

  • логика – научит самостоятельному связному мышлению и навыкам разностороннего обоснования поступков, фактов и ситуаций;
  • риторика – научит не только договариваться, но аргументированно отстаивать свою точку зрения
  • этика и психология семейной жизни – научит психологическим приемам, нормам и правилам создания крепкой и дружной семьи;
  • информационная гигиена – научит определять вредную информацию и очищаться от ее ядовитых последствий.

А что думают специалисты?

Директор Института прогрессивного образования Анна Маркс прокомментировала результаты исследования. По ее мнению, сегодня школьники намного более практичны, чем те же подростки, но 10-20 лет тому назад. Именно поэтому основным критерием определения «нужности/ненужности» того или иного предмета стало «пригодится/не пригодится» в дальнейшей жизни.

Конечно же то, что современные дети стали более прагматичными, является несомненным плюсом – они хорошо понимают, что и для чего они делают. Однако многие из них, в силу возраста, забывают или попросту не догадываются, что разнообразие предметов, в том числе и «лишних», не только способствует развитию логики и мышления, но и позволяет в целом получить системные представления о мире.

Кроме того, с большей долей вероятности, лишние по мнению школьников предметы попали в черный список только лишь потому, что детям их неинтересно преподносили. Например, если говорить о злополучном ОБЖ, то что можно учить на протяжении нескольких лет? Как правильно включать/выключать свет? Или как нужно переходить дорогу с оживленным движением? Ведь по-настоящему нужным навыкам (тем же навыкам оказания первой помощи), обычный преподаватель вряд ли научит. А технология? Ну какая может быть технология, если в большинстве школ уже давно нет мастерских и швейных классов. А вышивать крестиком или клеить открытки интересно ученикам начальных классов, но никак не современным старшеклассникам.

Нельзя не сказать и о том, что ко многим предметам, которые не вызывают интерес у школьников, и руководство школ относится как к второстепенным и маловажным. Поэтому и преподавание этих предметов неинтересное, «для галочки». Да и как может быть по другому, если тех же учителей рисования в школах катастрофически не хватает, и уроки рисования преподают педагоги, которые кроме «точка, точка, запятая, вышла рожица кривая» ничего рисовать-то и не умеют. Естественно, на таких уроках скучно, в результате чего у школьника формируется стойкое убеждение о «ненужности» этого предмета.

Сегодня многие дети хорошо знают, чтобы натренировать тело, необходимо идти в спортивный зал, где долго и упорно «прокачивать» нужные группы мышц. Но, к большому сожалению, они не понимают, что мозг, как и другие мышцы, нужно постоянно «прокачивать». И здесь в роли тренажеров выступают как раз вот те «лишние» предметы, которые так хочется убрать из школьной программы.

Да, теорема Пифагора и сведения об инфузории-туфельке в дальнейшей жизни может быть и не пригодятся, но то, что они помогут «прокачать» мозг – это факт.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
702
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
1259
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
2337
Комментарии
Владимр
Гость
2 июл. 2021 г., 18:53

Действительно, в то время, когда китайский марсоход изучает далёкую планету, зачем детям ЕГЭ астрономия? Достаточно знать, что Земля держится нп трёх китах.

Оставить свой комментарий

Ваш город: