Ваш город:

Новогодние каникулы: мама, папа и я – дружная семья?

25 дек. 2020 г.
0
1468

В предновогодние дни все строят планы на долгие выходные. Кому-то предстоит обычная работа по скользящему графику, а кто-то собирается «залечь на диван», чтобы отоспаться. А чем будут заняты дети, чьи родители будут заняты работой или собой?

Новогодние каникулы: мама, папа и я – дружная семья?

Понятно, что школа, даже в условиях самоизоляции, наверняка будет организовывать досуг для детворы. Однако Новый год и Рождество всегда считались традиционными семейными праздниками, в ходе которых взрослые вместе с детьми проводят время, веселятся и развлекаются. Кроме того, детям в это время просто хочется сменить обстановку, хотя бы на каникулах отдохнуть от классного руководителя, внеклассных мероприятий и т.д.

В новогодние праздники люди строят новые планы и загадывают желания. Время, когда вся семья надолго собирается вместе, идеально подходит для укрепления семейных связей. Если родители не забыли, как были детьми, что им нравилось или не нравилось в детстве, о чем мечтали во время «командировки к бабушке на все каникулы», то самое время подумать о совместном досуге и, заодно, о новом этапе развития отношений с собственными детьми.

Семейный воспитательный план: нескучные каникулы

Конечно, планы воспитательных мероприятий принято составлять только в школе, а потом отчитываться об их исполнении. В семье такие вещи не принято систематизировать и записывать, что вполне понятно и приемлемо. Но родителям не помешало бы принять к сведению, что каждое «воспитательное мероприятие» имеет определенную цель, и такой подход полезен и в семейном воспитании, как в любом деле необходим прогнозируемый результат.

В новогодние дни все усилия семьи традиционно направлены на планирование/организацию совместного отдыха и создание атмосферы праздника. Кроме развлекательных игр с детьми в «Мафию» или «Монополию», совместное собирание конструкторов, занятий музыкой или спортом, и другими любимыми увлечениями, нужно всякий раз задумываться, какова конечная цель конкретного времяпрепровождения:

  • «лишь бы скоротать время» и занять детей чем-то полезным,
  • «чтобы не мешали» или развить глубокий интерес к какому-то определенному виду деятельности, который будет полезен для ребенку как в будущем, так и в плане расширения кругозора в целом.

Что можно предложить ребенку и на какие темы можно с ним поговорить в ходе предпраздничной подготовки и на зимних каникулах после праздников?

  • Дети должны не только получать подарки на новогодние праздники, но и дарить их; помогите подготовить самодельные подарки для бабушек и дедушек, братьев и сестер, одиноких стариков-соседей – уроки внимания и доброты «прорастут» в отношении к родителям, в старости;
  • Придумайте и включите в праздничное меню блюдо, которое ребенок сможет приготовить самостоятельно – детям приятно, когда им доверяют «настоящие взрослые дела», вдвойне приятно, когда хвалят и благодарят за помощь; малышам можно предложить накрыть праздничный стол вместе;
  • Семейное застолье не должно быть единственным и главным атрибутом праздника: детям полезно узнать, что люди собираются за столом не только ради еды и тостов, но и для интересного, приятного общения; здесь уместны семейные конкурсы, сюрпризы, рассказы-воспоминания старших о самой запомнившейся встрече Нового года, о том, как и когда появилась нынешняя традиция встречи Нового года и Рождества и т.д.;
  • Во время совместных игр, прогулок, посещения катков или новогодних представлений в цирке и театре, желательно не просто сопровождать детей, а общаться с ними, проявлять искренний интерес к их увлечениям; полезно проводить сравнения с развлечениями из своего детства, откровенно делиться пережитыми эмоциями;
  • На каникулах можно даже подтянуть математику, но сначала подвести ребенка к тому, чтобы он сам рассказал о своих проблемах и попросил помощи, а не принуждать к занятиям, когда остальные члены семьи идут в парк или в кино; кстати, к изучению химии или физике легко вызвать интерес на конкретных бытовых примерах;
  • С Нового года принято начинать новые дела. Самое время приступить к изучению иностранного языка, спортивным занятиям и т.д.; дети с удовольствием откликнутся на предложение о совместных уроках, будут азартно соревноваться с мамой и папой, или помогать старшим в новом деле – главное, чтобы родители не оставили занятия после каникул и соревновались по-честному.

У каждой семьи найдутся свои общие интересы, и не обязательно следовать чьим-то рекомендациям, подражать соседям и знакомым. Одинаковых людей и семей не бывает, но «магия новогодних праздников» – общая, для всех. Это лучшее время для начинаний, размышлений о будущем, возможность в спокойной обстановке, не спеша, уделить время детям – самому дорогому и важному в жизни.

«Азбука» сближения

Сложное время, напряженный график работы, бытовые проблемы – факторы стресса, не располагающие в будни к доверительному и теплому общению с детьми в тесном семейном кругу. Другая причина недопонимания между родителями и детьми – стереотип авторитарного воспитания: родители старше, а потому знают больше, и в целях экономии времени и подходящих слов для объяснения (почему надо делать так, а не иначе), требуют от детей беспрекословного подчинения. Картина, знакомая многим, и это – тупик во взаимоотношениях с детьми. Из этого тупика по инерции снова возникают стрессовые ситуации, проецирующиеся на рабочее время, когда необходимо сконцентрировать внимание на профессиональной деятельности.

В народе говорят: умнее тот, кто старше. Взрослые, обладая знаниями и жизненным опытом, конечно, только из лучших побуждений и любви к детям, часто позволяют себе управлять им с высоты своего опыта, отдавать безапелляционные распоряжения, не оставляя ни малейшего шанса для возражений.

Ребенку, который зависит от своих родителей, остается только беспрекословно подчиняться им. И если в школе безаппеляционные требования со стороны взрослых дети воспринимают как должное (учитель – посторонний человек, и ребенок находится в равных условиях с остальными детьми, изучая модель общественного поведения), то такой же метод воспитания в семье воспринимается очень болезненно. Ведь, ребенок любит родителей без условий, и поэтому нуждается в теплой семейной атмосфере безграничного доверия и внимания. В это же время родителям кажется, что купленная новая игрушка, гаджет, или какие-то другие материальные вещи, о которых ребенок мечтал и желал получить, в полной мере демонстрируют родительское внимание, любовь и заботу.

Важно понимать, что ребенок – равноправный член семьи. И даже если от его решения ничего не зависит, то его мнение должно быть, по крайней мере, выслушано. Если ничего из его пожеланий нельзя воплотить в жизнь, то ребенок имеет право услышать исчерпывающее объяснение, почему нельзя или не получается исполнить его желание. Категорически недопустимо вопрос «почему?» оставлять без ответа, и уже тем более в грубой форме удалять ребенка с семейного совета. Становление личности, понимание, что такое взаимоуважение и чувство собственного достоинства, начинается в семье. С этим «багажом» дети приходят в детский сад и школу, продолжают оттачивать опыт социализации.

Психологическая помощь нужна только тем семьям, в которых люди не умеют слышать самых дорогих и близких. Чтобы преодолеть искушение «давить авторитетом» на ребенка и пользоваться в общении своим явным преимуществом, нужно чаще вспоминать свое детство с теми переживаниями, когда взрослые считали тебя маленьким и глупым, и представлять себя на его месте.

Источники изображений: k1news.ru, zen.yandex.ru, newvz.ru

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
719
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
1268
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
2351
Оставить свой комментарий

Ваш город: