Ваш город:

Не в психологах счастье!..

9 янв. 2021 г.
1
1162

Наша реальность повсеместно пронизана напряженностью: в быту, на работе, в обществе и в целом мире. Сказки, где добро обязательно побеждает зло, современные школьники не читают и не смотрят по телевизору – они им просто не интересны. Потому что их окружают взрослые, которые ежедневно отвоевывают «место под солнцем», в новом обществе, где социальное неравенство стало нормой. Идеи гуманизма больше не в моде.

Не в психологах счастье!..

Мы пытаемся научить детей быть добрыми, а они играют в войну, «зависая» в интернете. Их кумиры – безобразные и ужасные монстры, певцы, исторгающие со сцены скрежещущие звуки, вперемежку с нецензурной бранью. Именно это сегодня называется искусством. Чтобы хоть как-то изменить ситуацию, родители обращаются за помощью к школьным психологам.

Но где набрать столько психологов, как их удержать в школе, и как помирить всех школьников? Попробуем ответить на эти вопросы.

Что делать с «дефицитом психологов в школах»?

Омбудсмен по правам детей А. Кузнецова рассказала «Газете.Ru», что из-за дефицита психологов в школах почти все школьники подвергаются травле со стороны сверстников. «Именно психологи могут диагностировать конфликт», - считает А. Кузнецова. На ее жалобу отреагировали представители Госдумы и эксперты от образования: «поменять программу подготовки школьных психологов и увеличить им зарплаты».

Еще одно мнение: конфликтолог, педагог и общественный деятель И. Дережова, по сути, обвиняет школьных психологов в формализме и очковтирательстве, сожалеет о безвозвратно утерянном опыте прошлого и констатирует отсутствие новых идей, как работать с детьми.

«Последние штрих» к ситуации добавляет школьный психолог, жалуясь на «пациентов»: «специалисты не имеют инструментария для работы с детьми». Дальше она называет еще ряд проблем, из чего следует, что «специалист» не может договориться ни с родителями, которые пишут жалобы, ни с администрацией – ни с кем, потому что не имеет полномочий, и, выходит, что психолог становится жертвой, убегает из школы. Потом приходят новые психологи, пишут диссертацию и составляют липовые отчеты, уходят, и опять дети остаются без «квалифицированной и специализированной» помощи.

Как говорится, «картина маслом», и остается поблагодарить редакцию «Газеты.Ru» за собранный материал. Но посмотрим на него с другого ракурса.

Никто из тех, кто работает с детьми, не говорил о детях. Рассказали о дефиците психологов в школах, о некой программе их подготовки, об увеличении зарплаты, об обучении учителей конфликтологии, расписались в собственном бессилии, а дети «остались за кадром».

«Урок доброты» для взрослых

При таком подходе к воспитанию и такой «любви» к детям, надо менять профессию, потому что, даже если к каждому ребенку прикрепить штатную единицу психолога – все равно, будут жертвы.

Чтобы дети не ссорились, по крайней мере, до такой степени, чтобы их приходилось мирить взрослым, нужно воспитывать их собственным примером – и в школе, и дома. «Завтрашний народ планеты» без слов все видит, понимает и чувствует, с первых дней жизни подражает тем, кто его окружает. Если родители об этом забыли или не знали, то существуют классные руководители, которые, хоть, и за небольшие деньги, но обязаны проводить родительские собрания, обсуждать на них проблемы воспитания детей, а не только заниматься сбором денег на разные мероприятия. При необходимости, с молодыми мамами и папами, проводить индивидуальные беседы – быть нянькой, подругой и «бабушкой», если надо, для молодой семьи. Тогда знания конфликтологии вообще не пригодятся.

Учитель – не работа, а образ жизни, когда дети вторгаются в личное пространство со своими родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами. Всех их нужно понимать и любить, как свою семью, чтобы не было конфликтов, детских депрессий и жалоб родителей.

Рассказывает учительница, пенсионерка:

«Когда я училась, в школе были деревянные полы. Их во время уроков мыла пожилая уборщица. Дети и учителя называли ее бабушкой Верой. Звонок на перемену, выбегает детвора из классов, а полы блестят – чисто, красиво, и все идут под стеночкой, аккуратно, чтобы не наследить. Бабушка Вера кому пиджак почистит, кого яблочком из своего сада угостит, кому нос вытрет, успокоит того, кто двойку получил. После войны 4 класса закончила. Дети ее очень любили, жалели, что старенькая, и работать ей тяжело было. В школе было уютно, как дома.»

Психологов тогда в школах не было, о конфликтологии даже самые высокие чиновники образования не слышали, но дети не ссорились, умели любить стариков и ценить чужой труд.

Чем заняться школьному психологу?

Решение проблемы с «убегающими» школьными психологами лежит на поверхности. Пусть убегают, и пусть пишут диссертации дома, чтобы дети не мешали. При этом в исследовательской части своей работы они обязательно должны провести самоанализ на тему «Как я ошибся в выборе профессии».

Лучше учителя никто не знает учеников, порой, даже его родители. Каждый учитель в колледже или ВУЗе изучает психологию, потому что это – основа его профессии, наряду с педагогикой. Зачем тогда школе психолог, который с детьми едва ли знаком, потому что пишет диссертацию или отчет, и приходит на помощь, когда конфликт уже начался?

Возможно, школьным психологам стоит задуматься над тем, как организовать свою работу, чтобы быть полезными ученикам, родителям, учителям? Например, принимать участие в родительских собраниях, читать лекции о воспитании родителям, объяснить, что это ненормально, когда дети «зависают» в интернете и не умеют разговаривать «с живыми людьми». Или можно организовывать внеклассные мероприятия, чтобы во время их подготовки узнавать детей ближе, учить их общению.

Конфликтология или безконфликтное общество?

Конфликтология проникла в Россию почти одновременно с Болонской системой и капиталистическим устройством общества. Новое всегда принимается с трудом. Но у молодой науки уже появились сторонники.

Заведующий кафедрой конфликтологии СПбГУ, А. И. Стребков рассказал, что в начале 90-х годов на базе философского факультета была создана специальная лаборатория по углубленному изучению конфликта.

Вначале проблема изучалась в рамках действовавшей философско-политологической школы, для применения в военных, правоохранительных структурах и в бизнесе. Конфликт, по словам профессора – способ взаимодействия людей, нацеленных на борьбу.

То есть, конкуренция в мире капитала – норма, а способы устранения конкурентов – борьба, в любых формах ее проявления.

Преподаватель кафедры, А. Стребков, продолжает: «Наше современное общество немыслимо без борьбы. Это его закономерность, способ взаимодействия». Профессор не без гордости рассказывает, что дисциплина родилась на философском факультете, и что «государство легитимизировало программу», правда, пока в концепции общественной безопасности, но в планах кафедры – расширение до применения в школе, в качестве «конфликтологической технологии – школьной медиации».

В этом, пожалуй, скрыта главная причина, почему «психологи никому не помогают». Психология, ведь – наука о душе, а не технология.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
709
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
1262
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
2340
Комментарии
Владимир Петров
Гость
14 янв. 2021 г., 10:15

Как сказано в древнем манускрипте: "Если не смог ублажить ты гейшу нефритовым стержнем, то не помогут тебе бубенцов перезвоны."
Хотите попроще?
Либо устанавливаем идеи гуманизма в качестве государственной идеологии, либо будем вечно увеличивать штат психологов-пожарников, пытающих чайной ложкой залить пожар.

Оставить свой комментарий

Ваш город: