Ваш город:

С какого возраста отдавать ребенка в школу?

29 дек. 2020 г.
0
2519

Можно ли трехлетнего карапуза научить грамоте, музыке и хореографии (а попутно он еще должен выучить несколько иностранных языков)? Что там еще в планах у родителей на будущее ребенка (заметьте не на свое)? Все ли дети талантливы, чтобы в 5 лет идти в первый класс? Что их ожидает при таких переменах? Постараемся сегодня найти ответы на эти вопросы.

С какого возраста отдавать ребенка в школу?

Многочисленные конкурсы юных дарований, где малыши демонстрируют незаурядные и совсем не детские способности, все больше вдохновляют родителей: «А чем наш хуже?» - думают они, и у ребенка начинается нелегкая пора.

Начальная школа за год для не вундеркинда – это реально?

Конечно, есть науки, для которых нужен только талант. Невозможно сделать из ребенка пианиста, фигуриста, художника, если у него нет для этого особенных способностей. Но каждый человек способен освоить базовый уровень знаний по математике, чтению, письму и т.д.

Обучение с семилетнего возраста было введено 90 лет назад – в 1930 году, когда РСФСР была не самой образованной страной в мире, пережившей с начала прошлого века несколько революций, первую мировую и гражданскую войну. В то время мало кто из взрослых умел читать и писать. Сегодня в России остались только единицы неграмотных людей. В распоряжении молодых все средства современной коммуникации, технологий и, самое главное – обязательное среднее образование. А в первый класс, по-прежнему, дети идут с шести-семи лет. При этом многие первоклашки уже умеют очень пристойно читать, писать и считать. То есть, основная задача начальной школы уже осилена без помощи школы.

Но правила установлены не нами, и пока их никто менять не планирует. Попробуем изменить то, что в наших силах. Обучение детей раннего возраста возможно, с учетом возрастных особенностей психики:

  • С 3 лет ребенок осознает собственное «я». «Я сам» – сигнал: память малыша готова к восприятию и переработке информации;
  • Трехлетний ребенок подвижен, активно проявляет интерес к окружающим людям и предметам, доброжелателен и отзывчив, хотя чувства в этот период не стабильны; в качестве опоры для развития и обучения можно использовать эмоциональное восприятие ребенка и его естественное желание познавать окружающий мир;
  • Обучение малыша строится только на игре и положительных эмоциях; это – не уроки, в классическом виде, а активная, совместная деятельность, в процессе которой каждый предмет, который заинтересовал ребенка, нужно изучить в подробностях, рассказывать о его свойствах: большой/маленький, твердый/мягкий, далеко/близко, много/мало и т.д.; постепенно подводить количественные и объемные сравнения к уточнению: на сколько больше/меньше, дальше/ближе, выше/ниже;
  • Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к занятиям, а только ждать проявления интереса; можно создавать такие моменты искусственно – тем более, это не сложно: эмоции 3-летнего ребенка очень лабильны, внимание на одном объекте сосредоточено не более10-15 минут (в редких случаях, при повышенном интересе, ребенок способен усидеть до 40-60 минут, но этим не стоит злоупотреблять).

Суммируем: внимание трехлетнего ребенка непроизвольно, память непосредственна, мышление – наглядно-действенное, а воображение только начинает развиваться, в игре.

Кроме опоры на возрастные психологические особенности, как основы организации обучения, необходимо руководствоваться знаниями о структуре и механизмах работы человеческой памяти.

  • Человеческая память «кодирует» каждое событие, объект, явление, а затем отправляет в кратковременное и долговременное хранилище все увиденное, услышанное, потроганное и эмоционально пережитое;
  • «Кодировка» происходит по принципу отбора и обобщения цвета, формы, размера, расстояния, тактильных ощущений, пережитых эмоций и т.д.;
  • По мере необходимости закодированная информация извлекается из «хранилищ» и трансформируется применительно к новой ситуации, с помощью сравнения: «вчера был синий шарик, а сегодня – красный» и т.п.;
  • Память связана с познанием, восприятием (субъективным и объективным), логикой (смысловой обработкой полученной информации); логическое мышление «включается» по мере накопления информации.

В соединении, знания возрастных особенностей и функционирования памяти обеспечивают успешное обучение детей дошкольного возраста.

Важно помнить, что в этот период, несмотря на желание ребенка подражать взрослым, нельзя перегружать его. Умственная работа даже у взрослого человека требует расхода 25% всей энергии, необходимой для обеспечения жизнедеятельности организма. У малышей этот показатель намного выше, так как им, кроме физиологических потребностей, дополнительно необходимо расходовать энергию на социализацию, приобретение навыков самообслуживания, правил поведения, развитие моторики, знакомство с окружающим миром. В этой связи, переутомление малыша может привести к крайне отрицательным последствиям, физическим и психологическим.

Зарубежный опыт обучения «дошкольников»

В большинстве стран мира обучение в школе начинается с 6 лет, и давно не вызывает вопросов, с какого возраста обучать ребенка. А на туманном Альбионе и в бывшей колонии англичан – Индии, обучение начинается с 3-4 лет. Правда, в Англии столь раннее начало школьной жизни проходит в специализированных частных школах.

В Индии период активной подготовки к школе начинается с 3 лет, так как к 4 годам ребенок должен усвоить санскрит, без которого невозможно прочитать ежедневную утреннюю молитву, перед началом уроков. Отметим, что «мертвый» язык нужен индусам не только для религиозных обрядов – на нем написаны древние научные трактаты, которые изучаются потом в высшей школе. Кроме санскрита, малыши в Индии должны владеть двумя государственными языками – хинди и английским, а еще дети изучают с рождения родной язык: итого – 4 языка с 3-летнего возраста.

Выходит, что в раннем обучении детей нет ничего особенного.

Дети взрослым – не игрушка

Теперь – о самом главном. Родители должны очень взвешенно и ответственно подойти к вопросу раннего обучения своего малыша. Прежде всего, нужно ответить себе на вопрос, какова главная цель такой серьезной перестройки? Нельзя обучать малыша исключительно для того, чтобы похвастаться перед друзьями и знакомыми, «утереть нос», выставить ребенка на каком-нибудь семейном торжестве, словно умилительную игрушку. Это – главное «нельзя», без пояснений!

Теперь – другие возможные варианты дальнейшего развития событий в жизни малыша.

  • Раннее обучение дается ребенку легко и естественно: он окружен близкими людьми, обучается в игре, на сплошном позитиве, в отличие от школьных уроков, где ему придется усваивать новые правила поведения, привыкать к дисциплине и требованиям, к новому окружению и т.д.
  • В 3 года начинается формирование личности, и этому способствуют индивидуальные занятия, при которых все внимание взрослых сосредоточено на одном ребенке.
  • Он учится в комфортной среде, под одобрительными взглядами любящих взрослых, что упрощает запоминание, стимулирует к дальнейшему усвоению знаний. В классе личностные качества, в какой-то степени, подавляются, чтобы обеспечить порядок и дисциплину на уроке. На перемене, в общении со сверстниками свобода проявления личностных качеств – тоже относительна, так как малыш учится взаимодействию с коллективом, что значительно увеличивает эмоциональную нагрузку, одновременно отвлекая от учебного процесса.
  • В первом классе освобождается время на выполнение домашних заданий, поскольку программа начальной школы уже усвоена, и ребенка можно обучать дополнительно в музыкальной, художественной, спортивной школе.

Пожалуй, в современных школьных реалиях, другие «плюсы» отыскать сложно, пока в законе не сказано, что обязательное общее образование начинается, ну, хотя бы, с 6 лет. Можно, конечно, организовать одну из форм домашнего обучения, так как велика вероятность, что в первом классе, куда обязательно пойдет ребенок, вряд ли, все первоклашки будут подготовлены так же.

Это означает, что учитель будет занят работой с классом, готовить задания «на среднего ученика», и малышу, усвоившему дома начальную грамоту в 3 года, будет просто скучно и неинтересно на уроках, со всеми вытекающими последствиями. Если отправить его сразу в 3 класс, то «возрастная пропасть» между ним и третьеклассниками, которая в этот период ощущается остро, может стать для малыша непоправимой психологической травмой.

Наконец, родителям стоит задуматься, чем займется ребенок, усвоивший обязательную программу начальной школы раньше остальных детей. Ведь, ему придется создавать и дальше индивидуальные условия для обучения. А вдруг, он в 18-20 лет начнет сожалеть, что лишен воспоминаний о школе и одноклассниках, что его детство было не таким, как у всех? Ведь, время назад не отмотаешь.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
511
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
1100
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
2152
Оставить свой комментарий

Ваш город: