Ваш город:

Экзамен по стандартам WSI: ожидания VS реальность

6 дек. 2020 г.
0
2640

Введение новых стандартов WSI направлено на максимальное сокращение сроков поиска рабочего места для молодого специалиста. О связке профессионального обучения и производства, которая сблизит мечту и реальность, ведутся разговоры давно, и кое-что в этом направлении уже сделано.

Экзамен по стандартам WSI: ожидания VS реальность

Несомненно, знание – сила! Но, когда выпускник колледжа показывает работодателю диплом, у последнего не возникает абсолютной уверенности, что перед ним – профессионал, готовый с полной самоотдачей трудится на производстве, без подсказок и ошибок. Идеальный молодой специалист, с опытом работы, прямо с учебной скамьи, без производственного опыта – фантасмагория.

Предлагаем сегодня обсудить, насколько стандарты WSI способны улучшить ситуацию, а работодатели серьезно заинтересованы в квалифицированных кадрах.

Внедрение WS: новые цели СПО

Идея внедрения WSI в систему СПО родилась еще в 1946 году. И на сегодняшний день «Олимпиада рабочих рук» уже охватывает молодых специалистов из 76 стран. Россия стала официальным членом WSI в 2012 году.

Кроме участия в международных чемпионатах, со свойственным спортивным азартом и поднятием престижа государства, состязание профессионалов дает новые социальные ориентиры молодым – например:

  • Чтобы сделать успешную карьеру, не обязательно сразу стремиться в ВУЗ за дипломом, и что практический опыт – хорошая база для обретения фундаментальных знаний и дальнейших научных исследований;
  • Поднятие престижа рабочих профессий, уважения к мастерам своего дела;
  • Чемпионат и стандарты WSI – возможность для самосовершенствования, личностного роста, осознания своей роли в обществе, экономическом развитии государства.

Однако обновление стандартов WS в нашей стране «идет неторопливым шагом», по ряду объективных причин. Достаточно вспомнить, что в недавнем прошлом существовала потребность в увеличении числа специалистов с высшим образованием: инженеров, технологов, юристов и т.д. В обществе, едва преодолевшем в первой половине ХХ века порог всеобщей безграмотности, сформировались стереотипы, давшие толчок преуменьшению роли рабочих профессий. Появилась «мода на инженерные профессии». Родители нерадивых учеников в 70-х годах повторяли: «Будешь плохо учиться, пойдешь в ПТУ». В противовес «устрашению», так же настойчиво «вбивали», что старание в учебе, это – высшее образование, карьера инженера или руководителя, уважение в обществе.

Хаотичному тиражированию специалистов способствовал тот самый спрос на получение «платных дипломов», ради статуса. В результате из одного потока выпускались просто дипломированные специалисты и настоящие мастера своего дела. И те, и другие начинали самостоятельный поиск рабочего места, в условиях, когда многие отрасли находились на грани выживания.

Самая большая проблема сегодняшних молодых специалистов – трудоустройство. Система распределения кадров после получения специального образования была полностью разрушена во времена перехода социалистической экономики на капиталистические рельсы. Причиной послужила не только стагнация и глобальный кризис, но и падение престижа рабочих профессий, как следствие неправильных подходов в стимулировании к учебе.

Сегодня, несмотря на передовые технологии, заменившие тяжелый физический труд, возросла потребность в специалистах среднего звена для тех отраслей, где роботы и компьютерные программы не могут заменить человека. Краснодеревщик, мастер-столяр, кузнец, повар-кондитер, кружевница – целый ряд самобытных профессий «с историей», больше относящихся к народным промыслам, прикладному искусству, нуждаются в молодых кадрах для сохранения культурного наследия. Ряд новых, современных профессий также развивается, благодаря креативному мышлению и умелым рукам молодых мастеров: мехатроника, сварочные технологии, парикмахерское искусство, веб-дизайн, системное администрирование и ряд других профессиональных направлений.

Как оказалось, в некоторых отраслях образовался явный дефицит специалистов среднего звена в техническом направлении, а все ниши «престижных направлений» переполнены. Минтруд прогнозирует сложности в трудоустройстве менеджеров, экономистов, финансистов в обозримом будущем. Среди дефицитных профессий лидируют IT-специалисты, аналитики, программисты. Причем, работодатели предпочитают набирать людей с базовыми навыками, а затем, в виде системы поощрения, обеспечивать им карьерный рост.

Высокая конкуренция доказала, что счастье – не в дипломе, а в опыте и мастерстве. Соответствие требований системы СПО международным стандартам поднимает на порядок и уровень образовательных программ, что позволяет выпускать на рынок труда принципиально новое поколение профессионалов. Чемпионаты WorldSkills International – cвоего рода, ориентир, площадка для обмена опытом учащихся и преподавателей, чтобы понять, как и в каком направлении надо расти.

Материализация идеи: реальное положение дел и перспективы

До момента первого участия России в чемпионате WSI прошло более полувека. «Долго запрягали» по объективным причинам: послевоенная разруха, период холодной войны, перестройка и перезагрузка. XXI век оставил позади глобальные препятствия, система образования начала возрождаться. Развитие пошло стремительными темпами. В рамках Национального проекта «Образование» на реализацию проекта «Молодые профессионалы» выделено более 156 млрд. рублей, которые необходимо освоить до конца 2024 года.

В этом году выпускники колледжей уже сдали экзамены по стандартам WSI. Сейчас в стране более 3,5 тысяч учреждений СПО, готовящих строителей, поваров-кондитеров, мастеров маникюра и причесок, IT-специалистов и программистов, специалистов в области изобразительного и прикладного искусства, токарей, автомехаников, других востребованных профессий. Кроме дипломных работ (теории), выпускники сдают демонстрационный экзамен. Это – практическая аттестация, которую вместе с преподавателями могут оценить и будущие работодатели. По каждой из существующих компетенций в колледжах созданы производственные мастерские.

К концу 2024 года их будет 5000, а пока заработало 1,5 тысячи, но это – серьезное преобразование системы СПО: молодые профессионалы демонстрируют уровень мастерства в условиях, приближенных к производственным, на оборудовании, с которым завтра придется работать, а не знакомиться впервые. Достоинства практической аттестации – единые стандарты на всей территории РФ.

По итогам каждый выпускник получает диплом, необходимый для дальнейшей учебы в ВУЗе, и Skills-паспорт – уровень квалификации: вместе с резюме документы загружаются в базу, к которой имеют доступ все предприятия, включая главный регулятор рынка рабочей силы – Минтруда. К резюме можно добавить видеозапись демонстрационного экзамена, чтобы не рассказывать о себе, а продемонстрировать свою работу. Ну, а участие в чемпионате – высшая степень признания, стимул для профессионального роста, возможности, перспективы.

Правда, как в любом новом деле, остаются вопросы, требующие дополнительной проработки. Например, необходимо изменить мотивацию в учебе относительно профориентации школьников, прививать интерес и уважение к каждой профессии. Не помешает и согласованность в планировании Минтруда, Минобразования и ведущих предприятий, чтобы рациональнее использовать трудовые ресурсы.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
83
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
809
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
1841
Оставить свой комментарий

Ваш город: