Ваш город:

Личность учителя: будущее системы образования

17 нояб. 2020 г.
4
1806

Можно быть профессионалом высокого класса, и можно даже не любить профессию, но лишь зарабатывать деньги и продвигаться по карьерной лестнице. Можно, если ты – не учитель. Станки, машины, компьютерная техника не чувствуют настроения того, кто ими управляет, хотя, работают исправно в руках отличного специалиста.

Личность учителя: будущее системы образования

Но тому, кто развивает и учит будущих космонавтов, ученых, врачей, инженеров и просто граждан, прививает любовь к профессии, воспитывает личность в каждом ребенке, нельзя думать только о себе – профессия не позволяет. Рабочее время учителя не заканчивается по звонку, за стенами школы, и даже – после выхода на пенсию. Учителями не становятся, получив диплом педагогического ВУЗа. Учителем нужно родиться.

Давайте подумаем о роли учителя, о том, какой должна быть система образования в будущем.

«Я нес ученикам себя!»

Огромный список наград СССР, Украинской ССР, Украины и Российской Федерации – звания Заслуженного и Народного учителя, ордена и медали участника и ветерана Великой Отечественной войны, профессиональные награды за заслуги в педагогическом труде – список всех наград это УЧИТЕЛЯ может занять целую страницу. Еще больше книг, написанных и переведенных на многие языки мира, профессором Виктором Федоровичем Шаталовым.

В скупых строках биографии Виктора Федоровича – только даты рождения, учебы, научной деятельности и годы написания книг, которые перевернули представления фундаментальной педагогики, благодаря авторской системе эффективного обучения на базе педагогики сотрудничества, созданной скромным донецким профессором.

В далеких 70-х годах минувшего века страна нуждалась в технических специалистах: нужно было догнать и обогнать Запад, чтобы укрепить оборону и экономику, развивать технологии будущего – нашей современности. Шаталов нашел способ быстро и легко обучать детей математике и не только, чтобы подготовить для страны лучшие кадры. Кроме того, он легко делился своей методикой со всеми учителями – всегда, без мыслей о себе, без остатка. У его учеников никогда не случалось провалов на вступительных экзаменах.

Конечно же, без критики не обошлось: скептики говорят, что метод Шаталова приносит успех только при полной самоотдаче учителя. Но быть учителем наполовину нельзя: дети не поверят. Жизнь учителя – полная самоотдача, по-шаталовски.

Видеть сердцем!

Знания современных молодых учителей в педагогических колледжах и ВУЗах оцениваются по стандарту (кстати, далекому от идеала). При этом, от абитуриентов не требуется хотя бы кого-то подтверждения соответствия и предрасположенности к этой профессии. И это несмотря на то, что именно от учителя во многом зависит развитие и воспитание подрастающего поколения – по сути, будущее всей страны.

Задумайтесь! Для того, чтобы стать сотрудником в структуре МВД или ФСБ, соискатель должен пройти особую медицинскую комиссию, проверку на психологическое соответствие и т.д. Такие же строгие критерии отбора существуют и в других профессиях.

А вот в педагогические ВУЗы, и это ни для кого не секрет, поступают не самые успешные выпускники школ. И руководствуются они, в большинстве случаев, не самыми высоко моральными критериями:

  • Проходной бал на педагогическое направление ниже, чем для получения других, более престижных специальностей;
  • Нужна «вышка», а в педагогическом ВУЗе – самая низкая стоимость обучения;
  • Под давлением родителей-педагогов, мечтающих о преемственности профессии (случается и такое);
  • Случайно попадают в профессию, не оценив собственные силы и способности, имея о ней весьма поверхностное представление.

Для сравнения – пример (без имен и места события): Выпускной экзамен в педагогическом колледже (училище), в начале 80-х годов. Авторитетный и строгий преподаватель педагогики требует, чтобы экзаменационная комиссия утвердила оценку «отлично» одной из выпускниц школьного отделения, не ответившей на один из дополнительных вопросов. Аргумент педагога: «Если ей не хватит знаний, она увидит и поймет сердцем!» И комиссия соглашается.

Такой подход к подготовке учителей негласно существовал в советской педагогике. Оценивались не только знания, но и личность будущего учителя. Случайные люди в профессии отсеивались еще во время учебы. Кстати, зарплата учителей в те времена была далеко не завидной, но работали они от зари до зари, знали и помнили всю жизнь не только своих учеников, но и всех их родственников.

В очень обтекаемой форме требования к личности учителя были отражены в трудовом кодексе тех времен, в уставе школы и правилах внутреннего распорядка. Зато пристально следили за поведением человека, на которого равняются дети, партийные и профсоюзные органы. Учителя, жившие в шаговой доступности от школы, рядом со своими учениками, всегда оставались у них на виду, и для них не было обременительным оставаться достойным примером для подражания и вне школы – быть, а не казаться.

Не так уж плохо, оказывается, была выстроена система советской педагогики, в которой большое внимание уделялось нравственному содержанию образования, личности учителя, как образцу поведения для учеников и родителей, заслуживающему уважения.

Личность учителя и его роль в обществе: работа над ошибками

Можно назвать целый ряд причин, которые привели к значительному падению престижа профессии учителя – от уровня заработной платы до перехода образования в статус «сферы образовательных услуг», в которой роль учителя снижена до уровня человека, который обязан просто «наполнять головы» учеников знаниями.

Причина – все та же: на стыке столетий разрушена устоявшаяся система государственности, которую невозможно восстановить в одночасье. К тому же, на просторы страны вторглись «западные ценности», и некоторые из них откровенно не вписались в нашу ментальность.

Объективно, личности учителя, его морально-нравственным качествам, сейчас не уделяется должного внимания ни на государственном, ни на общественном уровне. То есть, иногда самые вопиющие случаи становятся темой обсуждения в СМИ, скандальных ток-шоу и на родительских форумах, когда уже «грянул гром». Но при приеме на работу или поступлении в педагогический ВУЗ, проверка на соответствие профессии не проводится.

Однозначно, нельзя закрывать вопрос нехватки педагогических кадров за счет снижения требований к личности учителя. Ведь учитель, который получил педагогический диплом, но не «горит» своей профессией - словно, пилот за штурвалом самолета, не умеющий управлять своими эмоциями.

Может, пора отказаться от старого революционного лозунга, прекратить разрушение «до основанья», и взять из «старого мира» в будущее самое важное и ценное?

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
719
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
1268
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
2350
Комментарии
Сергей
Гость
22 нояб. 2020 г., 12:04

Высокая нравственность, высокий имидж Учителя это первично в его подготовке. Но в руководстве собрались те, кто считает важным количество выделенных средств и только. Конечно имидж без хорошей зарплаты не поднять, но отбор в педагогические ВУЗы, дальнейшее обучение и особенно выпуск должны учитывать морально-этические качества выпускников. Оценка качества работы Учителя должна осуществляться только по критериям его профессионализма, нравственности и самоотдачи своему делу, а не по показателям учеников.

Да уж.
Гость
30 янв. 2021 г., 17:17

Можно подумать руководители, министры, депутаты и т...д...всех мастей супер, пупер продвинутые и т...д.. Учитель он как рядовой в армии. выполняет все приказы , указы, инструкции и т...д... какие приходят из министерства образования и от рособрнадзора.
Инициатива наказуема...!!!

Василий
Гость
7 февр. 2021 г., 18:41

Ега превратила всех учителей в НАТАСКУХ! Всех отцов еги, расплодившиеся "министерства", ФИРО и ФИПИ давно надо судить, как врагов Народа, за развал образования в стране. Введение еги аналогично культурной революции МАО-ЦЗЭ-ДУНа в Китае — уничтожение образованных людей и интеллигенции в стране в целом! Куда только Путин смотрит? И сколько эта вакханалия будет ещё продолжаться?

Мария И.
Гость
10 февр. 2021 г., 4:48

Друзья, давайте начнем с малого.
1. Проверка психиатром
- всего педагогического состава,
- администрациии учебных заведений,
- вышестоящее начальство,
- обслуживающий персонал,
- соискателей,
- абитуриентов педагогических вузов.
! И проверка психиатром должна быть реальной, а не стопочкой поданные от учреждения медицинские книжки.

2. Для защиты хороших учителей и учеников необходимо исключить из программы «1С: Предприятие» в разделе «Реестр кадров» графу «Рекомендации организации».
Увы этой опцией пользуется недобросовестное, мягко скажем, руководство для сведения счетов с учителями.
Например, с учителем, отказавшимся от организованной директором травли талантливых учеников, чьи родители не оплачивают пятерки и не участвуют в школьных "поборах". Подобный случай, если не ошибаюсь был в Красносельском районе, например.
Учителя не должны опасаться быть людьми в отношении хороших учеников, А не то директор уволит и напишет "не рекомендую", чтобы учителя ни где не брали на работу.

Оставить свой комментарий

Ваш город: