Ваш город:

Современные реалии - современные формы обучения

8 нояб. 2020 г.
0
1420

Еще в августе, перед самым началом учебного года – 2020/2021, аппараты Минобразования и Рособрнадзора уверенно заявляли о приверженности к традиционному очному формату обучения. Прошло чуть более месяца, и с первым похолоданием «страсти» вокруг коронавируса, бушевавшие в начале весны, вспыхнули с новой силой, и не без причины.

Современные реалии - современные формы обучения

Тревожные сообщения о «новой волне» пандемии то и дело поступают из всех регионов России, и количество заразившихся снова увеличивается. Выходит, что нам предстоит жить в реальности, где необходимо приспособиться к новым «требованиям» биоценоза, сохраняя пространство для маневра.

Станет или не станет «удаленка» постоянной нормой, и каковы перспективы у современных форм обучения? Отвечаем родителям, школьникам, студентам и учителям на самые волнующие вопросы.

Минобрнауки – о формате обучения в ВУЗах

16 сентября 2020 года министр образования и науки на заседании правительственного часа в Госдуме сообщил, что переход российских ВУЗов на дистанционный формат невозможен. Вместе с тем В. Фальков рассказал о готовности ВУЗов к работе в новой реальности.

Министр совершенно справедливо убежден, что сегодня качественная подготовка специалистов невозможна без практических занятий, а их нельзя проводить в дистанционном формате. Пресс-служба Минобрнадзора дополнительно пояснила, что «дистанционка» оправдана, когда речь идет о лекциях, индивидуальных консультациях, общении со студентами, проживающими в другом городе или регионе. Однако трудно представить будущего врача или инженера, не принимавших личного участия в практической работе. Для практики дистанционный формат в таких случаях недопустим.

Учитывая ситуацию с очередным всплеском пандемии, ведомство «дало добро» на изменение графика проведения практических занятий: переносе их на другой семестр или даже на следующий учебный год – не в ущерб здоровью студентов и преподавателей, но и без потери качества обучения.

Так, в соответствии с указом мэра Москвы и рекомендациями Минобрнауки, ректор МГУ В. Садовничий издал приказ о частичном переводе на дистанционный режим с 5 октября по 28 октября 30% сотрудников. Ранее, 4 сентября 2020 года, министр Фальков сообщал РИА LIVE 24, что ВУЗы России с 1 сентября частично переведены на дистанционный формат обучения в связи с новым обострением эпидемиологической ситуации, и еще раз уточнил, что речь идет только о проведении лекций в формате онлайн, а на практические занятия студенты обязаны являться лично.

Вслед за МГУ на дистанционное обучение частично перешли:

  • Московский государственный лингвистический университет: удаленно продолжали работу до 28 октября 2020 года сотрудники старше 65 лет, а также люди, имеющие хронические заболевания; на студентов режим ограничения не распространялся;
  • РЭУ им. Г.В. Плеханова: на дистанционный режим, на время действия указа мэра Москвы перешли студенты магистратуры, вечерней и заочной формы обучения, а также часть сотрудников;
  • Московский архитектурный институт тоже с 5-28 октября работал «в гибридном формате» - на удаленку перевели часть сотрудников учебного заведения; студенты младших курсов учились в обычном режиме, а старшекурсники посещали лекции, где не предполагалось большое скопление студентов;
  • Российский университет дружбы народов перевел студентов, кроме первокурсников; практические и лабораторные занятия для старшекурсников проводились в формате оффлайн; были введены ограничения для сотрудников, как и в МГЛУ;
  • Ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана решил вопрос посещения занятий на период ограничения иначе: на дистанционку перевели отдельную группу, в которой оказалось больше половины заболевших студентов или находящихся на самоизоляции; также, согласно указу, на работу не вышли сотрудники преклонного возраста; для незаменимых работников старшего возраста были созданы специальные санитарные условия.

Переходят на смешанный формат и другие ВУЗы России, прежде всего в регионах, где на сегодня уже сложилась неблагоприятная обстановка по коронавирусной инфекции. Как сообщает ТАСС, Минобрнауки с 1 сентября перевел на дистанционный формат иностранных студентов, которые из-за пандемии не смогли вернуться, чтобы продолжить обучение, а также для граждан РФ, оказавшихся на карантине за рубежом.

На сегодня единого и обязательного распоряжения о переходе ВУЗов на дистанционный формат нет. Поэтому ректоры российских университетов формируют график обязательного посещения занятий на свое усмотрение, по ситуации.

Вернется ли удаленка в школы России?

COVID-19 снова вмешался в учебный процесс не только в ВУЗах, но и в школах. Как сказал первый заместитель председателя Госдумы О. Смолин в интервью РИА LIVE 24, школы вернутся на удаленку, если суточный прирост зараженных будет постоянно увеличиваться. Он уточнил: надежды, что вторая волна коронавируса не наступит, не оправдались.

Но панике поддаваться рано: занятия приостановлены только в некоторых школах регионов – их насчитывается менее 0,3%. Минобразования настаивает, что слухи о переходе на удаленку сильно преувеличены средствами массовой информации.

Российская система образования остается приверженцем классической системы обучения, а отдельные случаи перехода на удаленный или смешанный формат обучения – точечные меры, во исполнение медицинских рекомендаций.

Тем временем…

Учебный год начался в очном формате, несмотря на волнения школьников, студентов, учителей и родителей, бурно обсуждавших перспективы дистанционного обучения из-за пандемии. Но коронавирус лишь ускорил шаги цифровизации, назревшей в связи с техническим прогрессом и неизбежным его внедрением в систему образования.

Специалисты сходятся во мнении, что дистанционное обучение имеет определенные преимущества, и процесс его внедрения тормозится лишь из-за необходимых дорогостоящих вложений и создания необходимых инструментов. Достаточно вспомнить, что ВУЗы и школы России начали внедрять гибридные формы обучения задолго до объявления режима самоизоляции. Пример – Национальный проект «Образование», который поэтапно внедряется с 2018 года, задолго до начала пандемии. В нем детально расписан бюджет, а также, подробно изложено, с указанием точных сроков, как будет внедряться интернет и цифровизация.

После двухмесячной изоляции и вынужденного дистанционного формата обучения специалистам стало ясно, каких инструментов не хватает учителям и учащимся, чтобы повысить эффективность онлайн-уроков. Произошла непредвиденная апробация дистанционки в масштабах страны, и теперь, вероятно, ее материализация в системе образования ускорится.

Вместе с тем, полного отказа от очного формата, все же не предвидится. Одновременно с разработкой смешанной формы обучения, был проведен соцопрос сотрудниками НИУ ВШЭ, который показал убедительные результаты в пользу школьных линеек, шумных перемен, ответов в классе у доски:

  • Детям и студентам не хватает общения со сверстниками – так считают 35% опрошенных;
  • Учиться интереснее при личном общении с преподавателем – ответили 34%;
  • Считают, что учиться легче в коллективе, обсуждая материал урока с одногруппниками 20%;
  • Эмоциональный дискомфорт при онлайн-обучении испытывают 25%.

Эти и другие ответы учащихся доказывают неопровержимую истину: обучение – подготовка к жизни в обществе, а учеба «для себя» лишена красок и стимула. Ведь, люди – существа общественные, как бы не складывалась обстановка с пандемией. Дистанционное обучение должно стать не заменой, а дополнением традиционного обучения. Министерство просвещения РФ сейчас над этим работает.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
708
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
1262
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
2340
Оставить свой комментарий

Ваш город: