Ваш город:

МВА под знаком COVID-19

11 мая 2020 г.
0
1213

Ни для кого не секрет, что сегодня весь мир переживает не самые лучшие времена. Текущая обстановка осложнена не только вспышкой коронавируса, но и экономическим кризисом, который, отчасти, стал следствием объявленной чрезвычайной ситуации и беспрецедентных ограничительных мер.

МВА под знаком COVID-19

Внимание общества мгновенно сосредоточилось на этих двух событиях, а также на поиске решений в сложившейся ситуации. Поэтому бизнес сейчас волнует не столько профессиональное обучение, сколько экономическая стабильность (как в стране, так и во всем мире), которая находится в прямой зависимости от карантина. Как результат, топовые программы MBA Европы и США столкнулись с целым рядом проблем. В том числе:

  • во-первых, существенно снизилось количество студентов и соискателей MBA;
  • во-вторых, значительная часть студентов (около 43%) считает, что из-за переведения бизнес-образования в онлайн плата за обучение должна быть снижена в среднем на 37,5%;
  • в-третьих, почти все студенты (96%) жалуются, что из-за пандемии они упускают бесценный опыт, который ранее они получали в ходе индивидуальных занятий, нетворк с сокурсниками, различных учебных мероприятий и взаимоотношений с преподавателями.

Сложности в сфере бизнес-образования испытывают не только европейские и американские учебные заведения. Российские бизнес-школы тоже попали в непростые условия, из которых необходимо найти выход. Специалисты отмечают, что в нашей стране уже наметились новые контуры бизнес-образования, которые будут актуальны после окончания карантина.

Что ожидает МВА в ближайшей перспективе и какие форматы и программы «выживут» в грядущем, набирающем обороты, кризисе?

Объективно о бизнес-образовании в России

Второе высшее образование в нашей стране платное. И чем выше престиж бизнес-школы и направления обучения, тем дороже придется заплатить. Именно этот фактор во многом объясняет снижение спроса на бизнес-образование в условиях экономического кризиса. В сложившейся на сегодняшней день ситуации малому и среднему бизнесу приходится задумываться в первую очередь о том, чтобы в принципе удержаться на плаву. Поэтому подавляющее большинство предпринимателей начинает режим экономии с затрат на обучение. Так было во время кризиса 2008-2011 года, когда половина российских бизнес-школ либо закрылись вовсе, либо вынуждены были значительно снизить цены на обучение (в среднем – 20%).

Если верить статистическим данным, во время прошлого кризиса большей части бизнес-школ удалось выжить только благодаря корпоративным заказчикам и сокращению программ, а также проведению бесплатных вебинаров и мастер-классов, потому что бизнес перешел в режим пережидания «смутного времени». Аналогичная тенденция появилась и сейчас: многие слушатели попросту отложили обучение до более благоприятного времени. «Спасательным кругом» для российских программ МВА сейчас стали слушатели предпенсионного возраста, обучающиеся благодаря господдержке, и те, кого на учебу направили крупные работодатели, которые «уверенно стоят на ногах» и смогли пережить не один кризис.

Онлайн-обучению быть или не быть?

Введение карантина вынудило бизнес-школы переключиться на старые проверенные форматы – обучение «онлайн», с которого когда-то и начиналось бизнес-образование. В условиях карантина это – единственная возможность продолжить работу.

Однако многие зарубежные бизнес-школы, которые работают в нашей стране, не учли того, что российская аудитория имеет свою специфику. Да и отечественное образование не торопится переходить на дистанционный формат. Исследования показывают, что сегодня онлайн-формат в сегменте бизнес-образования задействован лишь на 10-15%. И на это есть свои причины.

Оказывается, для большинства российских предпринимателей, программа МВА – это не только и не столько обучение, сколько возможность «живого» общения и «завязывания полезных контактов». По этой причине переход в формат «онлайн» резко снизил количество слушателей в условиях карантина.

Кроме того, нельзя списывать со счетов и объективные трудности с дистанционным обучением, присущие нашей стране – отсутствие интернета или слабое соединение в отдаленных районах, не позволяющее качественно транслировать видео-уроки и другие учебные материалы больших объемов. У преподавателей, в основном, технические возможности есть, но для удаленной работы классические формы преподавания мало эффективны. В нашей стране для оптимизации учебного процесса, как правило, используются видео и другие материалы больших объемов, которые плохо загружаются из-за слабого соединения или низкой скорости интернета. Вот и получается, что даже при желании «уйти в онлайн», сделать это технически сложно, а из-за этого вторая значительная часть слушателей вынуждена отложить обучение. Улучшения интернет-соединения, по данным опроса, проведенного в середине апреля 2020 года РАНХиГС, ожидают слушатели бизнес-программ в 72 регионах РФ.

Еще одно препятствие – сервисы для удаленной работы. Их разрозненность и необходимость использования сразу нескольких программ для полноценной передачи материалов существенно осложняют образовательный процесс.

Не лучшим образом обстоит дело и с обучением по международным программам. Из числа молодых слушателей, желающих обучаться, даже платежеспособные студенты из обеспеченных семей в условиях нарастающего кризиса и грядущей неопределенности не торопятся оплачивать учебу. К тому же, большая часть молодежи проявляет интерес к международным кампусам, как к возможности пожить за границей, чтобы увидеть мир и пожить самостоятельно, вдали от родителей. Но пандемия разделила не только страны Евросоюза, но даже территории в пределах одного государства, и о выезде на учебу за рубеж придется забыть на некоторое время.

Слушатели более зрелого возраста предпочитают обучаться в России, в привычной среде, потому что считают «заграничный опыт бесполезным в наших условиях», и этот аргумент не лишен здравого смысла.

Бизнес-школы после карантина

Карантин в масштабах всей планеты продлится, по самым оптимистичным прогнозам, до конца 2020 года. Каким будет выход из глобального экономического кризиса и сколько он продлится, пока угадать сложно. Ясно только то, что переход к онлайн-обучению пока является единственным выходом из ситуации в условиях пандемии, которая рано или поздно закончится. Однако нужно понимать, что подобная ситуация далеко не последняя в истории человечества. Скорее всего, время от времени нам придется сталкиваться с всплесками различных заболеваний, которые будут вынуждать нас жить, работать и учиться в условиях карантина.

Дистанционному обучению предстоит выработать новые стратегические решения: в частности – смена целевой аудитории, и как следствие увеличение числа слушателей среднего и малого бизнеса, которым, в свою очередь, придется выработать новый подход к бизнес-обучению. Скорее всего, очные дорогие программы MBA не исчезнут, поскольку для менеджеров высшего звена критически важно живое общение с себе подобными руководителями. При этом основная задача бизнес-школ остается неизменной: предложить слушателям программу, которая станет уникальным «рецептом» выхода из кризиса, чтобы самим избежать всяких негативных последствий.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
735
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
1278
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
2375
Оставить свой комментарий

Ваш город: