Ваш город:

Чтение классики – лучший способ подтянуть школьные оценки

12 дек. 2019 г.
0
987

На форумах и в группах социальных сетей ведутся бурные споры о пользе классики. Более агрессивная часть пользователей считает, что «школьная классика – нудная и бесполезная обязаловка», и активно, с грамматическими ошибками, высказывается за исключение Пушкина, Лермонтова, Толстого и Достоевского из учебных программ.

Чтение классики – лучший способ подтянуть школьные оценки

Их оппоненты излагают свое мнение преимущественно без грамматических ошибок. Они более сдержаны в споре, но в их стиле чувствуется убежденность в собственной правоте, подкрепленная знаниями, чувство такта и внутреннее благородство.

Вопрос «нужности» изучения классических литературных произведений в рамках школьной программы обсуждается в обществе не первый год. Поэтому, на наш взгляд, настало время поговорить о пользе художественной классики.

Чему учит классика?

Если данная статья случайно попадется нигилистам, считающим чтение русской классики бесполезным занятием, приведем несколько веских аргументов в защиту Пушкина, Достоевского и Толстого, а также других русских писателей, без произведений которых сложно представить, какой бы была сейчас Россия.

О Пушкине

Кто из «продвинутых, диванных экспертов» может похвастаться образованием, которое получил Александр Сергеевич в элитном, аристократическом лицее уже в 18 лет? Сразу после окончания Царскосельского лицея, он был принят на службу в Коллегию иностранных дел (дипломатическое ведомство, выражаясь современным языком), куда безграмотных просто не берут.

К тому же, еще в лицее он становится известным поэтом, объединившим в своих первых произведениях русский и французский классицизм. Чтобы что-то рассказать в стихах, нужно обладать огромным багажом знаний, иметь философский склад ума и замечать детали.

А.С. Пушкина можно смело назвать создателем современного русского литературного языка. Благодаря его рациональному и эстетическому восприятию западноевропейских образцов литературы, русский язык приобрел современные формы.

Благодаря Пушкину в русском языке появилась богатейшая палитра слов с разнообразными оттенками. Ему удалось сблизить язык народа с пафосным и витиеватым стилем од. Русский язык стал простым и, одновременно, ярким и образным.

В мировой литературе А. С. Пушкин считается основоположником русского реализма, который внес существенный вклад в дальнейшее развитие всемирной культуры и литературы.

Чтобы понимать, зачем нужно читать Пушкина, нужно начинать изучение его творчества с биографии и эпохи, в которой он жил, а не с конспектирования (написания шпаргалок) малоизвестных критиков его произведений.

Со сказок Пушкина начинается любовь к литературе и познание мира. Попробуйте отключить звук у мультфильма по сказкам А.С. Пушкина, чтобы ребенок мог видеть только изображение, раскройте книгу и озвучивайте сказку. Природное любопытство обязательно подтолкнет ребенка к чтению, а по мере взросления он сам научится представлять образы на основе прочитанного.

О Толстом в мировой литературе

У иностранцев имя Льва Толстого вызывает уважение к русской культуре. Для них незнание творчества писателя – признак ущербности полученного образования. Остается только удивляться: как случилось, что среди молодых россиян, слепо подражающих «западной моде», проросло такое невежество и нелюбовь к русской классике?

Отчасти, можно согласиться с мнением молодых блогеров, что философский склад ума писателя и смысловая нагрузка его художественных образов слишком далеки от реальности современной молодежи, слишком сложны для их понимания.

Но если для старшеклассника романы Толстого – «слишком рано», то когда же учиться строить семейные отношения, любить Отечество, красоту родной природы? Потом, на собственных ошибках? Спрашивается, зачем «набивать синяки на своих коленях» если творчество русского колосса – бесконечный источник житейской мудрости, которая, как известно, приходит с годами.

«Школьные» романы Толстого – самая благодатная почва, на которой можно воспитать личность, стремящуюся к самосовершенствованию. То, что не поймет старшеклассник после первого прочтения «Войны и мира», с годами «прорастет» в его сознании и заставит перечитать это произведение еще раз не за оценку, а для себя. Толстой притягивает откровенностью, с которой он делится личными переживаниями, вложенными в уста его героев. Словно через призму времен звучит его напутствие: «Людям свойственны ошибки, но думай, учись признавать их и исправлять, постарайся быть человеком».

Даже в рассказах для детей писатель не только тщательно подбирает понятные и новые слова, но и старается наполнить текст глубоким познавательным содержанием.

Роман-эпопея «Война и мир» - часть истории в художественных образах. Это произведение может стать идеальным дополнением к учебникам по истории, в которых об этой войне, как и об эпохе в целом – только даты, основные события, перечисления сражений, имена полководцев, сухие факты и итоги. Именно поэтому учителя-профессионалы умело дополняют обязательные учебные предметы и темы уроков яркими экранизациями литературных произведений и театральными постановками.

Кстати такой опыт проведения уроков о творчестве «сложных» классиков, заслуживает более пристального внимания Министерства культуры и Министерства образования РФ.

О межпредметных связях и художественной классике

Разговор о значении Пушкина и Толстого можно продолжать до бесконечности. Мало того, правильно было бы дополнить эти рассказы списком других величайших классиков русской и зарубежной литературы. Ведь художественная классика, кроме реализации воспитательных задач, развития вкуса, логического мышления и грамотности, содержит и много полезной информации, благодаря которой можно пробудить интерес детей и не только к чтению художественной литературы, но и к математике, физике, химии, биологии.

Например:

  • Сюжеты сказок, где повествуется о мертвой и живой воде, можно использовать на уроках химии и биологии. С уроками химии и физики можно связать сказку В. Одоевского «Мороз Иванович» и рассказ Н. Носова «Бенгальские огни». Описание природы и сути химических явлений встречаются во многих поэтических произведениях А.С. Пушкина и А. Блока.
  • О физических явлениях много рассказов для детей написал Л. Толстой: в частности, доступными словами он объясняет малышам сложные физические законы в рассказах «Сырость» и «Как делают воздушные шары».
  • Старшеклассникам можно предложить увлекательные, переставшие быть фантастикой, романы А. Беляева «Человек-амфибия» и «Гиперболоид инженера Гарина». Сложные физические законы легче понимать и запоминать, благодаря ярким художественным образам.
  • Произведения В. Бианки, К. Паустовского, М. Пришвина и Б. Заходера расширят кругозор школьника и сделают интересными уроки природоведения, географии, биологии и ботаники.

Отметим, что использование художественных произведений на уроках математики химии или физики способствует развитию наблюдательности и сосредоточенности на деталях. При этом вдумчивое чтение развивает логику и воображение школьника. Кроме того, чтение классической литературы, наполненной нравственным содержанием, учит каждое новое поколение понимать себя и окружающих, жить осознанно.

Существует устойчивое мнение, что люди по складу ума делятся на «гуманитариев» и «математиков». Этот миф разрушают примеры из биографии М.В. Ломоносова, Леонардо да Винчи и других гениев, чьи многочисленные таланты подарили миру множество открытий и шедевров в области музыки, литературы и изобразительного искусства.

Современные школьные программы с каждым годом становятся все сложнее, что вполне объяснимо стремительным развитием наук, накоплением информации, которую необходимо усвоить на базовом уровне. Чтобы разгрузить детей в школе, приходится делить их на группы по интересам: математические классы, гуманитарные и т. д. Но такое деление дети воспринимают как необязательность глубокого изучения «непрофильных предметов».

Зачастую и сами учителя этим грешат: «мой предмет – самый главный, а остальные подождут», вместо того, чтобы самим освежить в памяти художественную классику, сделать уроки впечатляющими и нескучными, а заодно получить удовольствие от работы.

К большому сожалению, сегодня ехать в метро с раскрытой книгой не модно. Но это можно исправить, если начать прививать любовь к чтению с раннего детства, в семье. От ближайшего окружения ребенка зависит, насколько он полюбит чтение, и как эта любовь поможет ему улучшить оценки по всем школьным предметам.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
828
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
1356
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
2441
Оставить свой комментарий

Ваш город: