Ваш город:

От чего зависит успешность школы

26 нояб. 2019 г.
0
2279

Первый урок и первый учитель, выпускной экзамен и последний звонок – большинство из нас запоминает эти события на всю жизнь. Ведь 9-11 лет жизни, которые мы проводим в стенах школы – существенный отрезок жизни, во многом определяющий наше будущее. И если учесть, что он тесно связан с этапами взросления и становления личности подрастающего поколения, то вопрос об успешности школы можно назвать одним из наиболее важных.

От чего зависит успешность школы

Нельзя не принимать во внимание также и тот факт, что каждое новое поколение выпускников сталкивается с более высокими требованиями рынка труда, научными/техническими достижениями и общественными запросами, чем старшеклассники прошлых выпусков. Развитие цивилизации и технического прогресса беспрерывно требует соответствия духу времени. И школа должна своевременно реагировать на перечисленные вызовы, так как одной из основных ее задач является подготовка к жизни и будущей профессиональной деятельности каждого ученика.

Другими словами, от успешности школы зависит будущее каждого человека и успешное развитие всех сфер экономики государства и его положение на мировой геополитической арене.

Критерии оценки успешной школы

Формула успеха школы – совокупность различных способов достижения цели. А цель школы, ни много – ни мало, это – раскрытие таланта в каждом школьнике, развитие его всеми доступными материальными и нематериальными инструментами, воспитание личности ребенка, соответствующей всем духовным и нравственным критериям общества.

Существует несколько общих устоявшихся стереотипов в отношении непроизводственных, бюджетных организаций, которые во многом определяют успех каждой школы.

Вот некоторые из них:

Государство

Не секрет, что образовательные и воспитательные учреждения, по давней «совковой» традиции, как предприятия, не производящие продукцию, которую можно выгодно и быстро реализовать, финансируются из бюджета «по остаточному принципу». Ведь деньги из казны на школу нужно потратить сейчас. А прибыль, которую весьма сложно подсчитать в рублях, можно получить лишь в очень отдаленной перспективе, когда ученик повзрослеет и станет специалистом в одной из отраслей экономики.

Другими словами, финансирование образовательной сферы это – не самая важная, с точки зрения чиновников, статья государственных расходов. И именно в таком подходе государственных мужей к обучению и воспитанию подрастающего поколения и кроется самая большая ошибка. Обделяя финансами школы, они закладывают бомбу замедленного действия, которая способна уничтожить нашу страну, если ее вовремя не обезвредить.

Общество

Общество, быстро и незаметно переориентированное на капиталистические отношения, в которых гуманизм и благородство – крайне абстрактные категории, поставило знак равенства между престижем профессии и уровнем ее доходности. На первых позициях высокодоходного рейтинга – финансисты и работники страховых компаний, за ними – специалисты газодобывающей отрасли, нефтяники и так далее. По данным Росстата РФ профессия учителя не входит даже в «десятку» самых высокооплачиваемых. В числе работников интеллектуального труда профессия педагога и учителя занимает лишь 3 позицию, что вовсе не означает высокого дохода в этой категории.

Между тем, дефицит педагогических кадров и потребность в учителях, особенно – в глубинке, с каждым годом возрастает. Из 10 выпускников педагогических ВУЗов, после прохождения преддипломной практики, в школу идут работать всего 2-3 специалиста. В то время как требования к учителям постоянно возрастают, тех, кто стремится «сеять разумное, доброе, вечное» становится все меньше и меньше. При этом количество молодых людей, для которых профессия обязательно должна «пахнуть деньгами», пропорционально увеличивается. В литературе еще можно встретить сюжеты, в которых учитель отдыхает в Баден-Бадене, но было это 100 лет назад.

Собственно, претензии по поводу оценки труда педагогов лишь наполовину имеют отношение к обществу – только с философской точки зрения. Ведь именно учитель, забытый сегодня всеми, когда-то помог каждому из нас успешно «влиться» в капиталистическую систему и стать финансистом, нефтяником, артистом или космонавтом.

И пока те из нас, кто сумел добиться финансового благополучия, наслаждается благами цивилизации, учитель остался на той же социальной ступеньке, что и раньше:

  • с регулярной проверкой тетрадей (порой во внерабочее время),
  • «копеечным» вознаграждением за классное руководство,
  • отчетами, за которыми не хватает времени на повышение квалификации и личную жизнь,
  • прочими трудностями, о которых учителя по призванию часто и скромно умалчивают, потому что профессия не позволяет требовать внимания к себе.

Об уважении к учительскому труду долго и много говорят только в профессиональный праздник и на Всероссийском конкурсе «Учитель года». Все остальное время рассказывают о социальном статусе и о материальной непрестижности самой востребованной профессии.

Директор

На плечах главного администратора школы лежит вся ответственность за деятельность образовательной организации – начиная от подбора педагогических кадров и заканчивая «выбиванием» финансирования, от которого зависит комфорт пребывания учеников в школе и оснащение кабинетов самыми передовыми техническими средствами обучения. Чтобы «выбить» новые парты, ремонт крыши или компьютерный класс, директору надо идти к начальству с «высокими показателями» в работе. Так принято (неизвестно кем и когда!).

Отсюда начинается беспрецедентный сбор всевозможных отчетов о мероприятиях, от которых у учителей, и без того не страдающих отсутствием «бумажной» работы, голова кругом. Но директору больше не на кого «надавить»: в этой ступенчатой иерархии только учитель в его власти, и он старается, как может.

Когда директора школы спрашивают, от чего зависит успешность школы, то он, конечно, не станет рассказывать, каким чудом ему удалось сделать ремонт и оборудовать классы. Конечно, он может поговорить на интересные темы:

  • Школа – трамплин в науку;
  • О связи с ВУЗами;
  • О традициях школы;
  • Об углубленной математике или изучении китайского языка.

Но все это – о показателях и рейтингах школы, ради новых парт и текущего ремонта, а не о настоящих переменах в жизни общества. То есть, школа, ВУЗ, наука, изучение математики и языков – очевидные и взаимосвязанные понятия, задачи, решение которых упирается в «финансовую стену».

Директора беспокоит и кадровая смена, желательно, без материальных и жилищных проблем, с высокими показателями работы. Учитель без материальных и жилищных проблем – это мечта директора. Такие люди в школе – как комета, появляются редко и ненадолго. Высокие профессиональные показатели более реальны, но кадры стареют и уходят, а молодых специалистов нечем заманить в школу – нет таких ресурсов у бюджетной организации.


Краткие выводы

Можно было бы рассказать о том, что является главным критерием успешности школы для учителя, для родителей и для учеников. Но и сказанного вполне достаточно, чтобы обозначить самые важные направления на пути к успеху. Государству нужно отказаться от пагубной привычки финансирования непромышленных отраслей (в том числе и образование) по остаточному принципу, чтобы лишь поддержать их «на плаву». А обществу – бывшим ученикам, стоит задуматься вот о чем: труд учителя становится заметным спустя десятилетия, и неплохо было бы признать, что большие и маленькие успехи – заслуга людей, которые встречали и провожали каждого из нас на пороге школы.

Когда возродится уважение к профессии учителя, не на словах, а на деле, как это было 50 или 100 лет назад, успех школы, государства и его граждан станет обыденным понятием, не вызывающим вопросов.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
724
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
1271
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
2356
Оставить свой комментарий

Ваш город: