Ваш город:

Современный педагог глазам Министерства просвещения

30 мая 2019 г.
9
1281

Введение в действие новых критериев оценки педагогов и воспитателей, анонсированное профильным ведомством на сентябрь 2019 года, долгое время откладывалось. На этом настаивали профсоюзы, представители которые не единожды заявляли о том, что учителя не готовы к «дополнительной нагрузке». Сегодня мы предлагаем подробно обсудить суть новых стандартов и требования к профессиональной деятельности педагогов.

Современный педагог глазам Министерства просвещения

Реформы системы образования, которые давно назревали и наконец-то дошли до стадии реализации, натолкнулись на неожиданное препятствие со стороны учителей. Педагоги критически восприняли известие о введении новых профессиональных стандартов в 2019 году, призванных «подтянуть» квалификацию преподавателей до уровня, отвечающего современным реалиям.

Отметим, что к разработке нового профстандарта для учителей, по Указу Президента РФ, Министерство образования и науки приступило еще в 2012 году. Но за прошедшие 7 лет до его реализации дело так и дошло из-за шквала эмоциональных отзывов учителей, их жалоб на чрезмерную загруженность и тотальный контроль со стороны проверяющих органов.

В чем заключается суть новых профстандартов для учителей?

В Министерстве просвещения заявляют, что, главной задачей новых профессиональных стандартов учителей, получивших названия «Педагог» и «Воспитатель», является "воспитание" нового поколения квалифицированных специалистов, которые стремятся к самосовершенствованию, саморазвитию и регулярному повышению своей квалификации. Профстандарты содержат небольшой перечень требований к профессиональной деятельности педагога, суть которых можно сформулировать кратко таким образом:

  • доскональное знание преподаваемого предмета;
  • владение методикой преподавания учебной дисциплины, включая оптимизацию, индивидуальный подход к ученику, объяснения межпредметной связи, например: математики, физики и астрономии; биологии и химии и т. д.;
  • знание и практическое применение возрастной психологии в ходе преподавательской деятельности;
  • нравственно-этические нормы, как неотъемлемая часть личности учителя.

После ознакомления с выше перечисленными требованиями поневоле возникает риторический вопрос: разве не этому учили будущих педагогов в колледжах и институтах? Вполне можно понять возмущения педагогов по поводу чрезмерной нагрузки (действительно, сегодня учителям приходится работать в достаточно тяжелых условиях, под гнетом психологических, моральных, профессиональных и физических нагрузок). Но вот жалобы преподавателей на ужесточение профессиональных требований, мягко говоря, удивляет. Список вопросов к возмущенным педагогам, честно говоря, можно свести к одном, главному вопросу: а не ошиблись ли они в выборе профессии? Ведь требованиям, перечисленным в профстандарте, должен соответствовать любой квалифицированный педагог, тем более работающий с детьми и подростками.

Объективные проблемы внедрения стандартов

В перечне профессиональных навыков учителя, пожалуй, есть только один пункт, который действительно заслуживает внимания и понимания – внедрение цифровизации в общеобразовательную систему. Требование к овладению цифровыми технологиями учителями и включению их в учебный процесс, действительно вызывают определенное сомнение в успехе.

Во-первых, учителям предпенсионного возраста действительно придется справляться с дополнительной нагрузкой, связанной с освоением ПК, которая, в силу возраста и уровня сложности, может стать реальным препятствием для подтверждения квалификации. Во-вторых, необходимая техническая база или средства для ее получения – предмет мечтаний, на уровне фантастики, для руководства большинства провинциальных школ России. Как научить педагога (впрочем, как и школьника) пользованию ПК, если он не может их увидеть, ни на уроке, ни дома, а дополнительного финансирования на эти цели пока не предвидится?

Третий вопрос – существенный дефицит квалифицированных специалистов. Это проблема не только для преподавателей, работающих на 1,5-2 ставки, и не имеющих времени для подготовки к открытому уроку или внеклассному мероприятию. Кстати, лояльное отношение к недовольству учителей и длительная отсрочка внедрения квалификационного экзамена, скорее всего, связаны с опасением, что число школ, где не хватает учителей, значительно увеличится. Вероятно в профильном ведомстве долгое время опасались, что педагоги, морально не подготовленные к аттестации, покинут школу.

В связи с объективными причинами, возможно, стоит исключить из перечня требований вопрос об ориентации в информационных технологиях, до появления возможности 100% финансирования всех российских школ, направленного на приобретение компьютеров, модемов, сканеров и т.д. Но откладывать бесконечно другие важные вопросы, пожалуй, больше нельзя, так как вопросы о неразрывности воспитания и обучения на уроках не терпят отлагательств.

Новый стандарт: верните в школу настоящих педагогов

Судя по имеющейся в открытом доступе информации, новый профессиональный стандарт (впрочем, как и старый, существовавший не одно десятилетие в советской школе), всего лишь, требует подтверждения знаний, не только полученных учителем в студенческие годы, но и приобретенных им в ходе преподавательской деятельности.

Другими словами, на первый взгляд особого повода для переживаний у педагогов нет (во всяком случае, у тех, кто идет в ногу со временем). Наоборот, учителя должны быть заинтересованы в том, чтобы новые профстандарты педагогов вступили в силу как можно раньше. Ведь подтвержденная квалификация и присвоенная категория предполагают соответствующую надбавку к зарплате, размер которой сегодня, действительно, оставляет желать лучшего.

Стоит заметить, что в советской школе все эти критерии оценки считались обязательными для дипломированного специалиста, сами собой разумеющиеся, и не подлежащие дополнительному материальному стимулированию. Зато отсутствие особого рвения к работе с детьми и их семьями, в том числе – во внеурочное время, каралось выговорами и осуждением, как со стороны руководства, так и со стороны общества.

После распада СССР, наступил кризис не только в экономике страны, но и в сфере образования. Общество, которому пришлось в буквальном смысле слова выживать, поставило на грань разрушения советскую систему образования. Легендарную систему образования, которая заслужила безоговорочный авторитет в мире благодаря огромному влиянию личности педагога, формировавшему у подрастающего поколения, помимо знаний, нравственные категории и непреложные человеческие ценности.

Поэтому понятие «новый профстандарт» можно отнести скорее к поколению педагогов, получивших дипломы, а не педагогическое образование, в «лихие 90-е годы». К тем учителям, которые привыкли сухо излагать тему урока, не вглядываясь в глаза учеников, и которым удобно не отвечать за результаты своей работы, особенно, если эти результаты станут видны не сразу, а 10-20 лет спустя. Не эти ли педагоги считают нормальный рабочий процесс новой, непосильной нагрузкой?

Ведь, на самом деле, стандарт профессиональной пригодности педагога – это не пресловутые требования, а любовь к детям и профессия, выбранная не по принуждению, а по зову сердца. Здесь уместно напомнить, что все новое – это забытое старое. В данном случае – возрождение общества и системы образования, которая должна соответствовать лишь новым веяниям времени.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
735
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
1278
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
2374
Комментарии
Гарри
Гость
31 мая 2019 г., 8:06

Где вы в школе или в СПО видели нормальный рабочий процесс?!!!Везде это гонка непонятно за чем.За престижем,показателями и прочей подобной лабудой,но только не нормальный рабочий процесс!!

Елена
Гость
31 мая 2019 г., 10:30

Автор однозначно никогда не работал в школе, но рассуждать горазд!

Мария
Гость
31 мая 2019 г., 13:20

Полностью поддерживаю автора статьи в его здравых рассуждениях! Было бы прекрасно, если бы школа была такой. К сожалению сегодняшняя школа является профанацией в современном значении этого слова. Она актуальна для детей младшего возраста, как продолжение детского сада, для тех семей, где родители не могут днём быть с ребенком. Начиная с 7 класса, приходится самостоятельно подбирать учителей вне школы по 4-5 предметам для сдачи профильных экзаменов в 9- 11 классах. Если ребенок остаётся на очном обучении, то после официальной школы у него начинается вторая смена. Приходится заниматься и в выходные дни. Сюда же прибавляются университетские субботы, куда под влиянием чувства страха у родителей запихивается ребенок. А также параллельно кидаются в систему олимпиад, наивно веря в их честность и продуктивность. Жизнь ребенка становится полностью антифизиологичной.

Людмила
Гость
31 мая 2019 г., 23:30

Статья ни о чём. Пусть автор сначала поработает в школе, а потом уже с чистой совестью рассуждает о новых стандартах. Как надоела пустая болтология! А ещё больше надоел непрофессионализм таких вот реформаторов образования.

Александр Суханов
Гость
1 июн. 2019 г., 22:15

Сначала установите для учителей нормальный режим работы (не более ставки и отмените дополнительные надуманные мероприятия). Пусть учителя восстановят свои силы после разрушительной оптимизации и, благодаря появившемуся времени, проработают дополнительную информацию по своему предмету. И только после этого проводите экзамен. Года через три.

Гость
Гость
2 июн. 2019 г., 22:17

Согласна с автором статьи, сплошные благие намерения и стремления к объективности.

Василий
Гость
13 июн. 2019 г., 17:20

Глупее и бездарнее, чем наша бесконечная реформа образования нет нигде. Вся страна в бешенстве, один Путин в восторге. Фурсенко, леванова и васильеву под суд.

Василий
Гость
13 июн. 2019 г., 17:21

Когда министерство избавит школьников от таскания огромных рюкзаков в школу??? Учебники пусть лежат в классах у учителей. Дома ученик откроет в интернете на официальном сайте министерства свои утверждённые учебники. Выполнит своё домашнее задание и всё!!! Сейчас это сделать можно элементарно быстро и просто. Кроме этого, это избавило бы родителей от огромных трат на эту макулатуру, которую в конце года все выбрасывают. Но это министерству вряд ли придет в голову. А как же типографии: они лишаться миллиардной халявы, ведь кроме учебников, книги почти никто сейчас не покупает. На деньгах помешалась вся страна, поэтому уже слышу возражения: какие тут ещё школьники с рюкзаками, таскали, как ишаки, и пусть таскают, зато у нас кругом компьютеризация, на ней нажиться можно, а тут всё наоборот, неееее, не пойдёт!!!

Василий
Гость
13 июн. 2019 г., 17:22

Образование - это обучение и воспитание. Обучающие делятся на четыре категории: часодатель, преподаватель, учитель и педагог. Часодатель - его интересует только запись в журнале для оплаты часов, обучением и воспитанием он не занимается, и ему всё фиолетово. Преподаватель - у него только его предмет самый главный, остальные учить не надо, занимается только обучением, воспитание не для него и оно его мало интересует. Учитель - занимается обучением и воспитанием по обязанности и должности. Педагог, большая редкость, - занимается обучением и воспитанием по призванию. У педагогов никогда и ни с кем не бывает никаких конфликтов. В современной, полностью разваленной бездарными реформами системе образования, образования, как такового, уже давно нет, есть тупое натаскивание на ЕГЭ и бумажная пурга. Поэтому педагоги там давно не в чести, нужна молчаливая и беспринципная серость, и поэтому педагогов выживают всеми силами, чтоб не мешали разваливать остатки. Скоро сдадут нервы и у учителей.

Оставить свой комментарий

Ваш город: