Ваш город:

Опорные школы РАН: коротко о главном

29 мар. 2019 г.
0
3125

Для чего нужны опорные школы Российской Академии Наук? Кого, как и чему в них будут обучать? Ответы на эти вопросы вы сможете найти в данной статье.

Опорные школы РАН: коротко о главном

Не так давно Минпросвещения анонсировало новый проект, направленный на создание опорных школы при Российской академии наук. По словам президента РАН и министра просвещения, данный проект позволит существенно повысить уровень среднего школьного образования. По крайней мере в той части учеников, которые нацелены на дальнейшее продвижение в науку.

Отметим, что идея создания специализированных школ не нова. Еще 2-3 столетия назад целью создания таких школ была, в основном, организация приютов для сирот, в которых детям давали базовые знания, помогающие в дальнейшей социальной адаптации и приобретении рабочей специальности. Тогда же массово открывались частные пансионы для детей знати, где обучали «разным наукам и светским манерам», воспитывая аристократическую надстройку общества. Спецшколы функционировали и в период становления СССР, в начале 20-х годов прошлого века.

Итак, опыт создания и работы специализированных школ в нашей стране существует. Он оказался довольно успешным, так как, по сути, позволяет реализовать главную задачу: собрать в одном классе учеников с равными способностями и обучать по некой специализированной программе, подготавливая к следующему шагу в жизнь.

Спецшколы в СССР: ретроспектива

При реализации совместного амбициозного проекта Минпросвещения, РАН и компании "Просвещение", в котором предполагается воспитывать интерес школьников к математическим и естественным наукам, очень пригодился опыт работы советских школ.

В СССР научная элита воспитывалась на базе специализированных школ с углубленным изучением предметов, ориентированных на развитие ведущих отраслей экономики. К сожалению, после распада СССР, устоявшаяся система советского образования дала трещину. Началось массовое тиражирование школ-гимназий, которое происходило под влиянием модных тенденций и ложного престижа, основанного на стремлениях родителей «устроить» будущее ребенка, и нередко – просто похвастаться в кругу знакомых «успехами» своего чада.

Спрос, как известно, рождает предложение, особенно, когда общеобразовательная школа советского периода, в которой дети получали бесплатное образование, в условиях перехода к капитализации и коммерциализации была поставлена в условия выживания. Это привело к ожидаемому снижению качества образования, падению престижа специализированных школ-гимназий, несмотря на то, что идея дифференцированного подхода к обучению в принципе дает высокие результаты.

Главный критерий отбора детей для обучения по специальным программам - выявление способностей к изучению точных и естественных наук у детей, а также дальнейшее развитие интереса их к учебе. Правда, некоторые учителя «советской закалки» до сих пор считают, что такая форма лишает ребенка права выбора, поскольку его дальнейшую судьбу решают взрослые, определяя его круг интересов на ранней стадии развития и воспитания.

Однако «старая гвардия» сильно сгущает краски. Опорная или спецшкола не лишает ребенка возможности изучать остальные предметы, воспитывая всесторонне образованную личность, а лишь делает упор на некоторые предметы. При желании, в более старшем возрасте, ребенок может изменить выбор взрослых и принять самостоятельное решение, выбирая профессию.

РАН готовит смену: перспективные планы

Наряду с работой над научными открытиями РАН всерьез озабочена вопросом подготовки молодой смены – креативных, дерзких, амбициозных и талантливых преемников.

Научный прогресс – объективная предпосылка для создания специализированных школ. Стимулируют работу в этом направлении и правительственные задачи - повышение качества российской системы образования, которая, чего греха таить, в последние 20 лет находилась «на задворках» государственных забот.

После социально-экономических потрясений эпохи перестройки, ряда неудачных экспериментов в сфере просвещения, Минобразования уверенно приступило к работе над национальным проектом «Наука», цель которого – создание опорных школ и научно-образовательных центров, и как результат – качественная подготовка будущих ученых. На базе Российской Академии Наук, в рамках пилотного проекта уже в 2019 году планируется открытие 110 школ и 15 НОЦ (научно-образовательных центров), во всех регионах страны. Другими словами, опорные школы будут готовить выпускников для научных центров не в отдаленной перспективе, а сейчас.

Особенно радует, что целью проекта является не создание элитных школ в столице и нескольких наиболее развитых городах России – опорные школы создаются на базе высших учебных заведений и НИИ, работающих в 32 регионах страны. То есть, такой подход обеспечивает равные возможности для всех одаренных детей, что делает обучение в опорных школах РАН более доступным.

Согласно майским указам президента РФ, РАН совместно с Министерством просвещения, до 2024 года планируется поднять рейтинг российской науки на 11 место в мире по ведущим научно-техническим направлениям и на 5 место – по количеству научных статей, опубликованных в международных изданиях. Планируется также значительное омоложение кадров в науке: ученые в возрасте до 39 лет должны составлять 50% научного состава.

Основные пути реализации проекта

Если коротко, для достижения поставленных целей нужны специальные программы, высококвалифицированные кадры и, конечно же, средства.

Первый вопрос, касающийся создания специальных программ, оказался самым простым. Программы уже разработаны и дефицита в них нет. Относительно легко решился вопрос и с кадрами: предполагается, что опорные школы будут работать на базе институтов и университетов, где такие кадры есть.

Даже решен вопрос о принципах разделения детей по способностям, в соответствии с требованиями психологии и педагогики. Отбор детей для обучения по специализированным программам планируется проводить не с первого класса, как было раньше, а с шестого. То есть, поскольку в 11-12 лет интересы ребенка к изучению тех или иных учебных дисциплин уже, в основном, сформированы, отбор в этом возрасте не нарушает принципов педагогической этики, которая так беспокоила учителей прошлых лет.

Оставался открытым самый сложный вопрос для реализации любых идей: откуда взять средства? Плачевное финансовое положение отечественной системы образования не критикуют только ленивые и безразличные. Школа, как и образование в целом – бюджетная сфера, которая, по старой советской традиции до сих пор финансируется по остаточному принципу. Но, похоже, что у этого правила наступил переломный момент.

Летом 2017 года намерение О. Васильевой, Министра образования РФ, провести реформу «по возвращению школ в государство» для создания единого образовательного пространства натолкнулось на возражения губернаторов, не желающих обременять себя дополнительными хозяйственными вопросами.

Тем не менее, в августе 2018 года школы в 16 регионах Российской Федерации были переданы в региональное подчинение, при поддержке учительского профсоюза. Это буквально означает, что финансирование в них отныне ведется не из муниципального бюджета, а из федерального, так же как и более организованно, на федеральном уровне, решаются вопросы с кадрами. Лучшие школы в этих субъектах федерации дополнительно финансируются из муниципального бюджета, по результатам рейтинга.

Если же говорить более предметно о финансировании проекта опорных школ РАН, то, по словам Ольги Васильевой, одна половина денег на него будет выделена из федерального бюджета, а другая половина – оплачивается за счет бизнеса (а если конкретнее, то компанией "Просвещение").

Ожидается, что на закупку нового оборудования для опорных школы будет выделено около 1 млрд рублей. Набор учащихся в опорные школы планируется проводить из числа учащихся лучших школ, с учетом близости научных институт и крупных федеральных НИИ.

Такая оптимизация, как считают в министерстве просвещения, будет способствовать укреплению единого образовательного пространства и обеспечению качественного образования для всех детей РФ. Дополнительно проект направлен на сокращение управленческих звеньев и создание единого потока финансирования.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Встреча Президента России с участниками IV Конгресса молодых учёных
С 27 по 29 ноября 2024 года на федеральной территории «Сириус» прошло ключевое мероприятие Десятилетия науки и технологий – Конгресс молодых ученых, к..
Глава Минобрнауки РФ принял участие во встрече Президента России с участниками IV Конгресса молодых учёных
3 дек. 2024 г.
0
286
Ученик российской школы в классе на уроке
Первый замглавы комитета Государственной Думы РФ по просвещению Яна Лантратова («Справедливая Россия – За правду») выступила с предложением о сокращен..
В Госдуме РФ предложили уменьшить количество уроков для снижения нагрузки на школьников
2 дек. 2024 г.
1
919
Мария Захарова - официальный представитель МИД РФ
Как сообщает ТАСС, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова презентовала учебник «Международная безопасность в эпоху искусственного интеллекта»..
М. Захарова представила учебник по международной безопасности в эпоху ИИ под собственной редакцией
29 нояб. 2024 г.
1
2213
Оставить свой комментарий

Ваш город: