Обучение в школе у многих родителей, дети которых еще ходят в детский сад, ассоциируется с торжественным событием и положительными эмоциями. Но чаще всего они испытывают глубокое разочарование, когда понимают, что реалии полностью не соответствуют ожиданиям. О том, что больше всего беспокоит родителей школьников сегодня, мы и предлагаем поговорить.

Буквально с первых же дней обучения ребенка в школе родителям приходится сталкиваться с рядом проблем (и это не только хлопоты, связанные с подготовкой к учебному году, и переживания за будущее детей и за получение ими необходимых для полноценной социализации навыков), которые могут вывести из равновесия даже самых сильных и уравновешенных.
При этом нужно понимать, что проблемы, которые были актуальными и прежде, никуда не исчезли, а только дополнились другими. Новые условия жизни привели к расширению списка школьных проблем. Поэтому каждый новый учебный год с недовольством ожидают не только школьники, но и их родители.
Но обо все по порядку. Итак, первое, с чем сталкиваются и чего боятся родители – это подготовка к школе.
Подготовка к школе: испытание для самых сильных
Еще до того, как дети снова сядут за парты, родителям приходится пройти настоящий квест под названием " собери все необходимое к началу года". А все потому, что на закупку школьных принадлежностей уходит не только много времени, но и нервов.
Если покупка тетрадей, ручек и прочей канцелярии не является особой проблемой с точки зрения ассортимента и качества, то выбор качественного рюкзака и школьной формы необходимого размера сильно озадачивает родителей.
В этом вопросе приходится искать варианты, удовлетворяющие интересы всех сторон: цвет и фасон должны соответствовать требованиям школы, качество пошива и материал изделия, а также приемлемая стоимость – высший приоритет для родителей. При этом нельзя забывать о детях, имеющих право самостоятельно выбирать, что они будут носить.
Другая проблема – выделение средств из семейного бюджета. По данным социологических исследований, на подготовку детей к школе в зависимости от региона проживания необходимо потратить от 4,5 до 20 тысяч рублей (а непосредственно перед началом года даже больше). Для некоторых такая сумма является критической, если средства не откладывались заранее.

«Благоустройство» школы или родители, как неиссякаемый ресурс достатка
После успешного прохождения первого круга испытаний родителей сразу же ждет второй – школьные поборы. Образовательные учреждения частенько практикуют сбор средств на различные нужды школы. Так, в некоторых учебных заведениях столицы родителям предлагают сдавать по 2 тысячи рублей на закупку пособий, и еще дополнительно по 1 тысяче на различные потребности класса. Бывают случаи, когда стоимость рабочих тетрадей и прописей доходит до 4 тысяч рублей. Иногда поборы приобретают более серьезный характер, и родителей просят скинуться на покупку школьного инвентаря (парт, стульев и пр.), что, кстати, является противозаконным.
В этих вопросах власти рекомендуют родителям относиться к школам более требовательно. Согласно закону закупка всех рабочих тетрадей должна осуществляться за счет учебного заведения, и, по словам главы Минпросвещения, средства на эти нужды выделяются в необходимом объеме.
В борьбе за лучшее место в школе: как сегодня повышают уровень знаний детей
Многие семьи обеспокоены качеством среднего образования и перспективами, которые могут получить дети, обучаясь в той или иной школе.
Расслоение учебных заведений на обычные и престижные наблюдается давно. Ведущие позиции в рейтинге Министерства просвещения занимают школы, считавшиеся сильными еще в советский период. И только нескольким молодым учебным заведениям удалось преодолеть порог и сравняться с ними.
Принимая во внимание политику министерства, при которой гранты выделяются топовым школам, показывающим лучшие результаты по ЕГЭ и олимпиадам, говорить о развитии обычных школ не приходится. В условиях отсутствия финансирования простые образовательные учреждения не могут удерживать и привлекать хороших учителей, и многие дети переходят в другие более сильные школы.
По окончанию начальных классов около 25-30% родителей стараются устроить детей в учебные заведения, предназначенные для одаренных детей, так как, по их мнению, уровень образования в обычных школах очень низкий. Однако на деле все оказывается не так просто. Если раньше в школах для одаренных учились действительно способные дети (да и конкурс на поступление был ниже), то сегодня на одно место может претендовать более 20 человек, что во многом связано с возможностями родителей выделять средства на дополнительную подготовку.
По статистике сегодня каждый третий школьник занимается с репетитором. Особенно активно услугами внеклассных педагогов пользуются дети, чьи родители планируют перевод в престижное учебное заведение, так как даже сильным ученикам из простых школ не всегда удается преодолеть конкурсный отбор.
Поскольку спрос рождает предложение, стоимость дополнительной подготовки часто очень завышена. К примеру, специализированные курсы по математике и русскому могут обойтись до 40 тысяч в год. Одно занятие по математике с репетитором стоит около 4 тысяч рублей, а по английскому 1,5 тысячи. Еще больше придется заплатить за индивидуальные уроки с учителями из престижных школ, стоимость которых достигает 7-9 тысяч, однако обучение у них увеличивает шансы на поступление.

Интернет для детей: польза или вред
Другим очень серьезным вопросом является детская интернет зависимость. Цифровые технологии, используемые сегодня повсеместно, несут в себе не только пользу, но и скрытую угрозу.
Безусловно, применение электронных дневников и журналов, проведение высокоскоростного интернета, установка интерактивных досок и другого высокотехнологичного оборудования в учебных заведениях благоприятно влияет на процесс познания. Данные, содержащиеся в сети, позволяют быстро получать информацию по всем интересующим областям знаний и эффективно применять их в образовательных целях. Однако дети, чаще всего, используют интернет не только для получения полезной информации.
Сегодня родители, как никогда, обеспокоены количеством времени, которое их дети бесцельно проводят в сети. Различные мессенджеры и социальные сети сильно отвлекают школьников от учебы. Многие из них, вооружившись планшетами и телефонами, не интересуются происходящими в реальной жизни событиями или получением новых знаний, поэтому наличие в школе интернета может спровоцировать ухудшение ситуации.
Остро стоит вопрос и психологической неподготовленности детей к содержащейся в интернете информации. Несмотря множество полезных данных, находящихся в общем доступе, школьники часто просматривают ресурсы, негативно отражающиеся на их психике. Здесь речь идет уже не о бесполезной трате времени и отвлеченности от учебы, а о реальной угрозе жизни. Контент некоторых веб-сайтов способен породить суицидальные наклонности у школьников, и, хотя психологи ведут активную работу по обнаружению таких ресурсов, родителям следует более внимательно следить за настроением детей и проводить с ними беседы на тему безопасности в сети.
Детская агрессия и безопасность в школе
После ряда инцидентов, имевших место в некоторых школах российских регионов в прошлом году, сильную озабоченность родителей вызывает безопасность в школе. Речь идет о нападении подростков на своих одноклассников и учителей. Хотя тогда обошлось без жертв, многие школьники получили травмы либо в результате нападения, либо в попытках спастись от нападающих.
Поскольку во всех случаях использовалось огнестрельное или холодное оружие, а также горючие вещества, государственные органы всерьез задумались о составлении списка предметов, которые нужно запретить брать с собой в школу. Однако до сих пор он не был представлен. По заявлениям департамента образования учебные заведения могут самостоятельно регулировать этот вопрос и составлять перечень опасных предметов.