Ваш город:

Ученик старшей школы: дружить нельзя воспитывать

29 янв. 2018 г.
0
831

Как найти "золотую середину" в отношениях с подростком? Этот почти гамлетовский вопрос продолжает волновать родителей из поколения в поколение. Попробуем в очередной раз пролить свет на проблему воспитания подростков и помочь в гармонизации отношений между родителями и старшеклассниками. Дочитав статью, каждый взрослый поймет, где находится грань между взаимопониманием и диктатурой, и, самостоятельно расставив запятые, научится строить взаимоотношение с детьми.

Ученик старшей школы: дружить нельзя воспитывать

Где поставить запятую в отношениях между взрослым и старшеклассником, чтобы определить правильную стратегию воспитания подростка? Словосочетание "трудный возраст" стало крылатой фразой, понятной даже детям. Этой фразой взрослые иногда оправдывают свое бездействие, нежелание понять ребенка, пытаясь вызвать к себе сочувствие за "вынужденное терпение" возрастных особенностей ребенка.

Как найти "золотую середину" в отношениях с подростком? Этот почти гамлетовский вопрос продолжает волновать родителей из поколения в поколение. Попробуем в очередной раз пролить свет на проблему воспитания подростков и помочь в гармонизации отношений между родителями и старшеклассниками. Дочитав статью, каждый взрослый поймет, где находится грань между взаимопониманием и диктатурой, и, самостоятельно расставив запятые, научится строить взаимоотношение с детьми.

Что в детстве посеешь, то потом и пожнешь

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно мысленно перенестись в детство и вспомнить свои претензии к взрослым, которые не понимали и, не желая долго объяснять ребенку, почему "нет" или "нельзя", решали все детские проблемы в приказном порядке. Знакомая картина? Наверняка у каждого взрослого сохранились именно такие воспоминания о подростковом периоде.

Каждый пережил этот период по-своему. Кто-то понял, что взрослым некогда и простил. Кто-то воспринял такое отношение к себе как норму, и, как кальку, перенес их в свою взрослую жизнь, чтобы также воспитывать уже своих детей. Есть и те, кто запомнил невнимание и неуважение к себе как обиду и продолжают с ней жить, ничего не предпринимая.

Несмотря на то, что каждый по-своему справляется с пережитыми эмоциями, однозначно можно сказать одно – воспоминания и эмоции ребенка самые сильные. Именно они становятся фундаментом при формировании его личностных качеств во взрослой жизни. Как это ни банально прозвучит, но модель поведения принятая в семье, где ребенок воспитывается, подсознательно запоминается и переносится им во взрослую жизнь, в его собственную семью.

Когда начинается "трудный возраст" у ребенка и можно ли "сгладить острые углы"?

Вопрос о дружбе или воспитании, по своей сути, является выбором между авторитаризмом и демократией в отношениях с ребенком, как метода воздействия на ситуативное поведение младшего члена семьи. Иногда, решая сиюминутную задачу методом диктата, взрослые даже не задумываются о том, что всего лишь несколько минут, потраченные на объяснение ребенку, почему "нет" или "нельзя", могут существенно повлиять на формирование его личности, и, в конечном итоге, на его судьбу.

Совет. Никогда не откладывайте ответы на вопросы ребенка на "потом". Обязательно внимательно выслушивайте его и спокойно разъясняйте свою позицию, приводя аргументы так, как делаете это, например, в кабинете своего начальника. Помните, что ребенок – личность и равноправный член семьи. Только он – временно беспомощный и беззащитный, в первую очередь – перед собственными родителями, которых он любит и доверяет им.

Взрослые часто начинают "бить тревогу", когда ребенок старается привлечь к себе внимание и заявить что он личность – это проявляется в его откровенном непослушании и вызывающем поведении. К большому сожалению этот "трудный возраст" чаще всего совпадает с периодом обучения в старших классах, когда "закладываются" первые кирпичики в фундамент карьерного роста и успеха. В определенном смысле такое совпадение и стало причиной появления самого названия "трудный возраст", а также настороженного отношения взрослых к непредсказуемому поведению подростков.

Но если внимательно отнестись к ребенку, который "вошел" в фазу подросткового периода, то "трудный возраст" может пройти абсолютно незаметно и безболезненно. Причем как для старшеклассника, так и для его родителей.

Теперь давайте разбираться более детально.

Подросток способен обслуживать себя самостоятельно и его уже не надо водить за руку в детский сад или в первый класс. Он и сам уже начинает считать себя независимым, принимая перечисленные выше признаки самостоятельно как факт своей полной свободы. Кроме того, наступает время активного общения со сверстниками и взрослыми детьми, без присутствия и участия родителей.

Детям, которые постоянно находились под жестким контролем, в режиме постоянных и необоснованных запретов на проявление инициативы и удовлетворения даже самых невинных желаний, такие перемены в жизни нравятся. Они быстро находят единомышленников, которые становятся для них образцом для подражания, кумиром и так далее. В общении с родителями наступает период критического отчуждения. Родители, конечно, замечают перемены, пытаются продолжать управление чадом неразумным, по привычке, по праву старших и опытных.

При этом достаточно часто подростки, не имеющие опыта личностного общения, находят "неправильных" кумиров, подражанием которым не приводит ни к чему хорошему. Ну а поскольку родители в свое время не объяснили, почему нельзя, ребенок, ввиду своей природной любознательности, начинает познавать реальный мир самостоятельно. Помня суровое или раздраженное родительское "нельзя", подросток замыкается в себе, стараясь втайне от родителей пройти это "нельзя" до конца, чтобы стать по-настоящему взрослым, знающим ответ на вопрос, почему "нельзя" и "нет".

Но почему проблема "трудного возраста" возникает не в каждой семье? Ведь, почти все одноклассники ребенка совершенно нормально учатся, не прогуливая занятий, не попадая в "нехорошие компании", они совершенно равнодушны и к курению, и к алкоголю, и к наркотикам. Почему у других детей сформировалось негативное отношение к пирсингу и татуажу, и они не ведут себя вызывающе?

Ответ очевиден: "у других нормальных детей" взаимоотношения с родителями были изначально построены на основе равноправия и уважения, а не на безграничной любви и тревоге, но с элементами детского рабства. Да, именно так можно классифицировать авторитарный метод воспитания ребенка.

Поверьте, "трудный возраст" может и вовсе не наступить, если с момента рождения ребенка, родители увидят в нем личность, услышат его и позволят проявлять самостоятельность, как только он начнет осознавать свое собственное "я". Ведь, воспитание начинается с себя, и мудрые родители детей воспитывают личным примером.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Теги:
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
1050
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
1549
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
2661
Оставить свой комментарий

Ваш город: