Ваш город:

Астрономия в школе: мнения ученых

17 авг. 2017 г.
3
3159

Кто будет учить астрономию в выпускном классе, если ее не нужно сдавать на экзаменах? Учебник, который держали в руках поколения 70-90-х годов, был идеальным, но возникает вопрос: с тех пор образование и наука, разве, не продвинулись вперед? Эти и другие вопросы волнуют преподавательский состав физического факультета МГУ и ученых Института астрономии РАН

Астрономия в школе: мнения ученых

Недавно Министерство образования и науки РФ официально объявило о своем намерении вернуть в школу уроки астрономии. Предполагается ввести отдельный предмет – целых 35 часов школьникам будут рассказывать об общей картине мира на протяжении двух лет (да, 35 часов рассчитаны на два года обучения). В методических рекомендациях изложено, каким образом будет внедряться новый школьный предмет, в какой форме и кем он будет преподаваться, какие ресурсы выделены для обеспечения.

Увы, но в том виде, в котором планируется возобновить преподавание астрономии в школе, она исчезла оттуда в 1991 году. В таком же объеме, и по тому же учебнику Б.А. Воронцова-Вельяминова, написанном и 17 раз переизданном для десятиклассников СССР, астрономия оказалась "лишней" дисциплиной, в стране, запустившей первый спутник и первой отправившей человека в космос.

Кто будет учить предмет в выпускном классе, если его не нужно сдавать на экзаменах? Учебник, который держали в руках поколения 70-90-х годов, был идеальным, но возникает вопрос: с тех пор образование и наука, разве, не продвинулись вперед? Эти и другие вопросы волнуют преподавательский состав физического факультета МГУ и ученых Института астрономии РАН.

Какой должна быть астрономия в школе сегодня?

С начала эры космонавтики специалистам в сфере педагогики так и не удалось выстроить эффективную программу и методику преподавания астрономии в школе. Сейчас, как и в прошлом столетии нет хорошо подготовленных учителей. Да и учебник, откровенно говоря, отстает от новых открытий лет на тридцать.

Этим обеспокоены российские ученые, и их можно понять: кто продолжит их дело в ближайшем будущем, если кардинально не изменить отношение к предмету астрономии и не вывести его преподавание в школе на качественно новый уровень, соответствующий последним достижениям науки и потребностям общества, которое давно привыкло пользоваться спутниковой связью?

Светила науки предлагают свои варианты решения проблемы. Вот мнения некоторых из них:

Доктор физико-математических наук, профессор кафедры астрофизики и звездной астрономии физического факультета МГУ, заведующий отделом Внегалактической астрономии ГАИШ МГУ, А. В. Засов

Анатолий Владимирович Засов считает, что астрономия демонстрирует универсальность космических законов, ярко иллюстрирует, как работают законы физики в космосе и на Земле. Он подчеркнул важность изучения предмета, так как в космическую деятельность вовлечены наиболее развитые государства. Кроме того, знания о Вселенной сегодня прочно вошли во многие сферы жизнедеятельности человека: с космосом связана не только спутниковая связь, но и навигация, экономика, высокие технологии, обороноспособность государства.

Именно поэтому астрономические представления о строении мира должны формироваться в течение всего периода обучения в школе. Знакомство с астрономией должно проводиться от уровня детского восприятия до физико-математического подхода в старших классах.

А. Засов уверен, что выходом из сложившейся ситуации с преподаванием астрономии в школе может стать внедрение интегрированного курса "Астрономия и освоение космоса" с введением астрономии в программы по физике (а для специализированных школ изучение астрономии должно стать обязательным).

Ученый выразил обеспокоенность снижением престижа науки, и особо подчеркнул ее значимость для развития научно-технического потенциала страны и, в конечном счете, ее будущего в целом.

Доктор физико-математических наук, заведующий отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН Д.З. Вибе

Отсутствие базовых знаний астрономии заставляет людей верить во всякую чушь. При наличии интернета и огромного потока растиражированной в нем псевдонаучной информации современные люди не защищены от легенд с апокалиптическим финалом.

Доктор Вибе считает, что возвращение, пусть даже обновленного учебника астрономии Воронцова-Вельяминова не имеет смысла, и предлагает разделить курс изучения астрономии на три части:

  • Спутники, телескопы, межпланетные зонды, космические станции и прочее;
  • Изучение физических законов для объяснения результатов, полученных с помощью космической техники;
  • Знания о Вселенной, накопленные и обобщенные с помощью законов физики.

Дмитрий Зигфридович Вибе предлагает первые два раздела включить в другие предметы, а третий выделить в отдельную дисциплину – космографию, которую необходимо изучать в выпускном классе, чтобы ученики могли применить знание физических основ.

Существуют и другие мнения и предложения о внедрении предмета в школьную программу. Ученые размышляют и о подготовке кадров, и о создании учебников и материально-технической базы для преподавания астрономии на должном уровне. При этом все они единодушно сошлись во мнении, что изучать астрономию в школе не просто желательно, а жизненно необходимо.

Стране срочно требуются собственные лауреаты в области освоения космоса

Яркие и завораживающие фото Солнечной системы и дальнего Космоса, полученные с помощью телескопов ALMA, E-ELT, LSST, радиокомплекса SKA, не могут не вызывать интереса у школьников – поэтому искать стимул для привлечения внимания детей к изучению астрономии не придется.

Естественно, далеко не все дети свяжут свою жизнь с космосом – космонавтами и астрофизиками станут только наиболее талантливые. Однако чтобы эти таланты появились, необходимо их искать, прививать им любовь к науке и учить по методическим материалам, которые написаны с учетом последних достижений и открытий.

И, пожалуй самое главное, готовить для школы учителей астрономии нужно не в режиме "форс-мажор", когда педагогов в добровольно-принудительной форме отправляют на курсы переподготовки. Приоткрывать тайны Вселенной и появления жизни на Земле школьникам должны хорошо подготовленные специалисты, которые и сами увлечены наукой о космических пространствах.

В конце концов, учить детей астрономии нужно, хотя бы, из чувства патриотизма, для поднятия престижа страны.

Как показывают результаты работы образовательного центра "Сириус", созданного по инициативе президента, талантливых детей в России, увлекающихся астрофизикой и космонавтикой, много. Визит В. Путина в этот центр, и его интерес к изобретению мини-спутника юными участниками – не случайны. Важно, чтобы система образования уловила сигнал президента и осознала государственную важность подготовки смены, достойной Циолковского, Королева, Гагарина.

Источники изображений: sai.msu.ru, mosplanetarium.livejournal.com, fb.ru

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
1180
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
1641
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
2772
Комментарии
Анатолий
Гость
28 авг. 2017 г., 11:43

Астрономия - важная прикладная наука. Её надо преподавать в школе с первого класс в виде интересного лекционного курса. Цель - заинтересовать этой наукой подрастающее поколение. Если таковые найдутся (ученики), то в университете их вовлекут в серьезную науку. Остальным ученикам, кто не увлечется наукой, она подарит нужное количество романтики. Этого достаточно для среднестатистического землянина. Делать астрономию основным предметом в школе, думается, излишне.

Петр Плеханов
Гость
7 июн. 2019 г., 6:59

В преподавании астрономии необходимо уделить внимание на современный уровень познания о строении и происхождении Солнечной системы. В учебниках замечательно изложен материал о планетах, а о строении и происхождении Солнечной системы материал 1944 года, который не объясняет наблюдаемые факты и противоречит новым открытиям

Наталья
Гость
15 июн. 2019 г., 16:56

Российским ученым Плехановым теоретически обосновано существование в Солнечной системе третьего пояс.Сегодня открыты его первые шесть объектов. Существование третьего пояса установило новые параметры наблюдаемой Солнечной системы. Получены ранее неизвестные . процессы формирования гармоничного строения.всей Солнечной системы и групп планет.. В этой связи, в новые учебники потребуется ввести изменения в раздел "Солнечная система".

Оставить свой комментарий

Ваш город: