Ваш город:

Новые санитарные требования к образовательным организациям для детей с ОВЗ

24 февр. 2016 г.
0
15150

Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с основными положениями нового СанПиН 2.4.2.3286-15

Новые санитарные требования к образовательным организациям для детей с ОВЗ

Деятельность образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, адаптированные для ребят с ограниченными возможностями, регламентируется соответствующими законами и нормативными актами, направленными на поддержание качества подготовки обучающихся, а также охраны их здоровья и обеспечения комфортных условий обучения. Все эти документы регулярно пересматриваются, после чего в них вносятся изменения, о которых все участники образовательного процесса уведомляются тем или иным способом.

Не являются исключением и Санитарно-эпидемиологические требования к организации и условиям обучения в образовательных организациях (далее СанПиН), санитарные требования одного из которых вступят в силу уже в начале следующего учебного года (1 сентября 2016 года). Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с основными положениями нового СанПиН 2.4.2.3286-15.

Требования, касающиеся общих положений

Ранее деятельность образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями регламентировалась различными СанПиН, санитарные правила которых не распространялись на объекты образовательных организаций, которые находятся в стадии проектирования, реконструкции, строительства или ввода в эксплуатацию. Согласно же СанПиН 2.4.2.3286-15 санитарные правила распространяются не только на действующие, но и на реконструируемые, строящиеся или проектируемые объекты образовательных организаций, независимо от типа их организационно-правовой формы.

Кроме того, новый СанПиН рекомендует при создании детских садов для детей с ОВЗ предусматривать организацию единого образовательного комплекса (детский сад/школа) на одной территории с размещением каждого типа образовательной организации в отдельном здании/блоке.

Также уточняется, что реализация программ дошкольного образования, адаптированных для детей с ограниченными возможностями в образовательных организациях должна осуществляться в полном соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.

Требования, касающиеся размещения организаций для детей с ОВЗ

В СанПиН 2.4.2.3286-15 практически полностью исключены особые требования к нормативным уровням естественного освещения помещений в зданиях образовательных учреждений для детей с ОВЗ. При этом уточняется, что нормативные уровни естественного освещения помещений должны соответствовать санитарным требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01.

Что касается организации подходов к зданиям образовательных организаций, то новый СанПиН четко определяет, что пешеходный подход к зданию образовательной организации для детей с ОВЗ от транспортной остановки не должен превышать 500 м. Если же сократить расстояние пешеходного подхода невозможно, то допускается подвоз детей с ОВЗ специально оборудованным транспортом.

Требования, касающиеся оборудования территории

Санитарные требования к образовательным организациям для детей с ОВЗ предусматривают создание комфортных и безопасных условий для обучения:

  • организация безбарьерной (доступной) среды, обеспечивающей беспрепятственное передвижение детей-инвалидов;
  • организация места стоянки оборудованной специально для перевозки детей с ОВЗ автотранспортных средств на территории реконструируемых или строящихся зданий;
  • подходы к зданию и пути движения обучающихся по территории не должны пересекаться с транспортными проездами;
  • оборудование специального места хранения или помещения для колясок, санок, велосипедов и т.д.;
  • покрытие проездов, дорожек и подходов к зданию должно быть ровным, без дефектов и выбоин;
  • уровень искусственного освещения территории в темное время суток должен быть не менее 10 лк (для ребят с нарушениями зрения – не менее 40 лк);
  • не допускается расположение на территории образовательных организаций для детей с ОВЗ любых сооружений и построек, функционально не связанных с деятельностью учреждения.

Требования, касающиеся оборудования зданий и помещений

Требования СанПиН 2.4.2.3286-15 регламентируют создание безопасных и комфортных условий не только на территории, но и в здании образовательных организаций для детей с ОВЗ:

  • организация безбарьерной (доступной) среды, обеспечивающей свободное и безопасное передвижение по зданию детей с ограниченными возможностями – оборудование зданий специальными устройствами (ограждающими конструкциями, пандусами, лифтами и т.д.), отсутствие порогов, одноуровневые полы во всем здании, входы в помещения необходимой ширины, а также специально оборудованные санузлы;
  • не допускается размещение помещений для длительного пребывания детей с ограниченными возможностями в цокольных/подвальных этажах;
  • при двустороннем расположении кабинетов ширина коридора должна быть не меньше 6 м, при одностороннем – не менее 4 м;
  • площадь помещений для рекреации проектируется из расчета не меньше, чем 1,4 кв.м. на одного ребенка (для зальных помещений – не меньше 2 кв.м. на одного ученика);
  • исходя из медицинских показаний, допускается проведение занятий в спальнях, но только при наличии спецоборудования и дополнительных источников искусственного освещения;
  • расположение парт в классах может отличаться от стандартов в зависимости от медицинских показаний: например, для слабослышащих учеников допускается расстановка парт полукругом вокруг стола учителя, а для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – расстановка столов с увеличенным расстоянием между рядами.

Требования, касающиеся организации образовательной деятельности и режима дня

СанПиН 2.4.2.3286-15 предусматривает организацию образовательной деятельности и режима дня детей с ОВЗ исходя из их состояния здоровья, индивидуальных возможностей и особенностей психофизического развития. Например, для слабовидящих детей продолжительность непрерывной зрительной нагрузки не может превышать: для начальных классов – 10 минут, для учеников средних и старших классов – 15 минут. Физическая нагрузка на уроках физкультуры планируется для каждого ученика индивидуально, исходя из его физических особенностей и рекомендаций специалистов.

Для предупреждения переутомления учеников с ОВЗ учебное расписание составляется таким образом, чтобы в среду или четверг получался "облегченный" день. При этом продолжительность уроков не может превышать 40 минут, а перемен – 10 минут (большая перемена – 20-30 минут).

Организация трудового обучения должна предусматривать наличие оборудования и инструментов со специальными приспособлениями, учитывающими образовательные потребности учеников с ОВЗ.

Требования, касающиеся комплектования классов

Вид ОВЗ Максимальное кол-во детей с ОВЗ в классе, где реализуется 1 вариант программ образования Максимальное кол-во детей с ОВЗ в классе, где реализуется 2 вариант программ образования Максимальное кол-во детей с ОВЗ в классе, где реализуется 3 вариант программ образования Максимальное кол-во детей с ОВЗ в классе, где реализуется 4 вариант программ образования
Глухие дети Не более 2 детей в условиях инклюзии 6 5 5
Позднооглохшие и слабослышащие дети Не более 2 детей в условиях инклюзии I отделение - 8
II отделение - 6
5 1
Слепые дети Не более 2 детей в условиях инклюзии 9 7 5
Слабовидящие дети Не более 2 детей в условиях инклюзии 12 9 -
Дети с тяжелыми нарушениями речи Не более 2 детей в условиях инклюзии 12 - -
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата Не более 2 детей в условиях инклюзии 5 5 5
Дети с задержкой психического развития Не более 4 детей в условиях инклюзии 12 - -
Дети с расстройствами аутистического спектра Не более 2 детей в условиях инклюзии Не более 2 детей в условиях инклюзии (общая наполняемость класса не более 12 учеников) Не более 1 ребенка в условиях инклюзии (общая наполняемость класса не более 9 учеников) Не более 1 ребенка в условиях инклюзии (общая наполняемость класса не более 5 учеников)
Дети с интеллектуальными нарушениями - - 12 5

1 вариант обучения – предполагает получение образования в той же среде и в те же сроки, что и ученики без ОВЗ;

2 вариант обучения – предполагает получение образования в пролонгированные сроки;

3 вариант обучения – предполагает получение образования, не соотносящегося с содержанием и итоговыми достижениями учеников без ОВЗ, в пролонгированные сроки;

4 вариант обучения – предполагает получение образования по специально разработанным индивидуальным программам развития.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
721
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
1269
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
2352
Оставить свой комментарий

Ваш город: