Как вернуть детям желание учиться? Предлагаем вам ознакомиться с тремя простыми советами, следуя которым вы сможете направить ребенка по нужному пути. Мы уверены, что применяя их на практике вы не только привьете своему первокласснику стремление к познанию нового, но и поможете ему увереннее чувствовать себя в школе на протяжении всех десяти лет обучения.
О том, что обучение детей нелегкое занятие, в теории знают все родители. Однако на практике это не кажется таким уж трудным. Молодые родители уверены, что у них вполне хватит фантазии и упорства, чтобы заинтересовать своего ребенка, и они вместе с успехом преодолеют все трудности. Правда большинство мам и пап думают так только до тех пор, пока их ребенок не начинает сталкиваться с трудностями обучения в школе.
Уже в первые же месяцы посещения первого класса родители с удивлением понимают, что их дети не испытывают никого желания получать новые знания. Дети, которые еще вчера изводили своими "почему", "как" и "зачем", перестали хотеть учиться! Мало того, они просто не хотят ходить в школу и, несмотря на все предоставляемые им возможности, вообще теряют интерес ко всему новому, бросая начатое на полпути!
Как вернуть детям желание учиться? Предлагаем вам ознакомиться с тремя простыми советами, следуя которым вы сможете направить ребенка по нужному пути. Мы уверены, что применяя их на практике вы не только привьете своему первокласснику стремление к познанию нового, но и поможете ему увереннее чувствовать себя в школе на протяжении всех десяти лет обучения.
Совет 1.Обучение необходимо для решения проблемы, возникшей у ребенка
Специалисты уверены, что стремление к обучению заложено в человеке с рождения. В противном случае, человечество не развивалось бы столько тысяч лет и не добилось бы таких колоссальных успехов. Ведь как только появлялась проблема, человеку приходилось прикладывать определенные умственные усилия, чтобы узнавать что-то новое и таким образом решить возникшую проблему - только так делались великие открытия.
Поэтому родителям полезно не только показывать ребенку его проблему, но и объяснять, как с помощью знаний он сможет решить ее. Например, знания по математике помогут ребенку самостоятельно рассчитываться в магазине и понять, правильно ли ему отсчитали сдачу. Занятия физкультурой помогут быстрее всех бегать во дворе, и, при необходимости, убежать от своих обидчиков.
Необходимость в обучении можно продемонстрировать и на практике. Малыш заинтересовался книгой, которую мама начала читать, но так и не закончила из-за нехватки времени. Поэтому самое интересное осталось непрочитанным. Как ребенок может решить такую проблему? Конечно же, научиться читать самому.
Семья собралась в серьезный поход? Превратите его в поиск сокровищ, где малышу понадобятся знания и по географии, и по математике. Читать карты, иметь представления о частях света, ориентироваться на местности – без этих знаний малышу очень сложно будет стать полноправным участником захватывающего приключения и найти сокровища раньше родителей.
Школьник интересуется исключительно спортом, и никак не хочет осваивать общеобразовательные науки? Сыграйте на его лидерских качествах. Ведь он может стать не только активным участником, но и организатором соревнований. А здесь опять же необходимы умения: составить план и расписание соревнований, подсчитать время и количество очков и т.д.
Совет 2. Организация обучающей среды – основа эффективного обучения
Важно понимать, что обучение детей должно быть непрерывным. Поэтому очень полезно использовать погружение в среду и обучение на собственных примерах. Ведь человек учится не только в специально отведенное для этого время, но и на протяжении всей своей жизни.
Из книг по истории мы знаем, что в старые времена для обучения детей иностранным языкам в дворянских семьях было принято нанимать гувернеров, которые зачастую вообще не знали русского языка. И начиналось постоянное, непрерывное, зачастую взаимное обучение. Малыш наверняка не всегда понимал, что ему хочет сказать взрослый, но, постепенно погружаясь в среду, впитывал в себя значения слов, основу грамматики. И, что очень важно, тут же применял полученные знания на практике. По собственной инициативе, а ни когда спросит учитель. Следует добавить, что родители этих детей часто пользовались иностранными языками в общении не только между собой, но и с детьми. Таким образом, малыш даже не осознавал, что учит иностранный язык!
Другой пример, крестьянские семьи. Российский ученый Бестужев-Лада сравнивал крестьянские кланы с университетами. Глава семьи – отец – ректор, взрослые – педагогический коллектив, старшие братья, сестры – старшекурсники, помогающие младшим. Ребенок с младенчества попадал в обучающую среду, даже не понимая этого. Посевы, уход за скотом, постройка дома, торговля – все требовало специальных знаний, которые ребенок осваивал на практике. Причем сначала участие малыша в жизни семьи носило скорее игровой характер. Со временем он начинал заниматься реальными делами семьи.
Как же в наше время использовать такие советы? Очень просто: участвуйте в школьной жизни своих детей и помогайте применять на практике знания, полученные вашим школьником. Язык – учите вместе и общайтесь на нем (при этом старайтесь следить за "чистотой" речи). Природоведение, география – повод попутешествовать всей семьей. Математика, физика, химия – науки, помогающие нам понять окружающие нас явления.
Совет 3. Нацеленность на результат усиливает мотивацию
Для того чтобы обучение детей было продуктивным, ребенку необходимо видеть результат своего труда. К сожалению, современные образовательные, особенно школьные, методики обучения зачастую нацелены скорее на сам процесс, чем на результат. Возьмем к примеру обучение музыке. Сольфеджио является неотъемлемым и полезным предметом обучения, однако через гаммы, арпеджио и диктанты пробраться удается далеко не каждому малышу. Или обучение языкам. Мы 10 лет в школе зубрим грамматику, а говорить на иностранном языке свободно так и не получается. А все потому, что мы не можем сразу увидеть или "пощупать" результат своих усилий.
Конечно же, изменить школьные методики обучения родителям не под силу. Но мы можем помочь ребенку поставить и добиться промежуточных целей:
- Разучите с ним небольшую популярную песенку. Пусть играет пока одним пальцем, но главное играет и видит, что у него это получается.
- Попробуйте говорить с ним на иностранном языке до обеда, вечером, в течение дня. Пусть примитивно и с вашей, и с его стороны, но это результат! А как весело вам будет вместе!
- Достигли маленькой цели, ставим новую и идем дальше. Или не идем… Понимаем, что это не наше. Продолжаем искать себя.
Необходимость – среда – результат. Вот три составляющих успешного обучения детей. Главный залог успеха – понять, что обучение должно быть тесно связано с жизнедеятельностью. Тогда это становится естественным процессом и позволяет добиться ощутимых результатов.